?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Братья Риссельберг или обещанного три года ждут.
bruxelloise_ru

Портрет Октава Ван Риссельберга (архитектора) кисти его младшего брата Тео Ван Риссельберга.

Почему три года назад я собиралась рассказать про братьев Риссельберг? Во-первых, потому что старший брат Октав ван Риссельберг (1855 - 1929) входит в четверку архитекторов первой волны брюссельского Ар-нуво ( вместе с В.Орта, П.Анкаром и Анри ван де Вельде), но нигде кроме Брюсселя в этой связи не упоминается. И во-вторых, потому как благодаря ретроспективной выставке в БОЗАР'е в 2006 году я открыла для себя младшего - художника неоимпрессиониста Тео ван Риссельберга, который тоже у нас малоизвестен. Хотелось заполнить этот пробел, но тогда не сложилось.
Почему я вспомнила о них сейчас? Недавно побывала в особняке Солвей (за 40 евро, да), построенном В.Орта и увидела самую большую работу Тео ван Риссельберга своими глазами.(Показать вам ее никак не могу, там категорически нельзя фотографировать и воспроизводить фото из купленного там альбома тоже категорически нельзя). Речь идет о полотне "Чтение в саду". Мне эта картина понравилась и сама по себе и особенно тем, как она вписывается в интерьер особняка. И наконец, я дошла до дома Тео Ван Риссельберга на Аббатской улице, который для него построил старший брат и его сфотографировала.


Октав ван Риссельберг был старше всех в четверке ( П.Анкара на 4 года, В.Орта на 6 лет и Ван де Вельде на 8).Учился он в Генте, потом съездил в Италию, а потом стажировался у Пуларта на постройке Дворца Юстиции. Для сравнения, П.Анкар стажировался у Бейарта, делая решетки в сквере Малый Саблон, В.Орта у Бала на Королевских Оранжереях в Лакене, из-за чего и те и другие, иногда, на мой взгляд ошибочно, относят к стилю Ар-нуво. Вот упоминуть об этом стиле в связи со Дворцом Юстиции никому пока в голову не пришло.




Afficher Начало. Ар-нуво. sur une carte plus grande
На карте экскурсии по архитектуре Ар-нуво "Начало" дома построенные Риссельбергом отмечены фиолетовым. Во время экскурсии я показываю их все три , хотя к стилю Ар-нуво относится только особняк Отле, подряд и в хронологическом порядке, рассказывая не только об их архитектурных особенностях, но и об их заказчиках и жильцах откуда деньги.Это позволяет на примере эволюции архитектора Октава ван Риссельберга показать место стиля Ар-нуво не только в брюссельской архитектуре, но и в жизни.



Дом графа Goblet d'Alviella,1882. Очень личная интерпретация неоклассики. Сграффито по рисунку Дилленса.


Этот дом не входит в маршрут "Начала", он был построен на Аббатской улице для младшего брата -художника в 1891 и был достроен в высоту в 1894. Тео ван Риссельберг в нем жил и работал с 1892 по 1898. Потом он переехал из Брюсселя в Париж. ( Оба брата кончили свои дни на юге Франции).
Тоже конечно не Ар-нуво.Гараж был сделан в 1968, в оригинальном доме там было большое окно.

Особняк Отле.1894-1898. В соавторстве с Анри Ван де Вельде, который занимался внутренним убранством, то есть дизайном интерьера.


Этот дом архитектор построил для себя в 1912 году, мастерски использовав очень небольшой участок земли. Уже не Ар-нуво, в Ирисмонументе дом отнесли к модернизму.


Тео Ван Риссельберг был не только заметным художником, но и был так или иначе связан ( дружбой, родством или сотрудничеством) с ключевыми фигурами художественного авангарда того времени. Он вместе с О.Маусом был основателем "группы XX" и потом участником "Свободной эстетики". Дружил с Верхарном и А.Жидом. Женат был на писательнице Марии Манон. У художника было два старших брата-архитектора, про Октава (среднего) я вам рассказала, а про Карла ( самого старшего) не буду, так как он не имел отношения ни к Брюсселю, ни к Ар-нуво. Сотрудничал с В.Орта, писал об этом Ван де Вельде и так далее. Он известен как главный бельгийский дивизионист. Дивизионизм (калька с французского) - разновидность пуантилизма, когда не просто писали точками, а точками основных цветов ( красный, синий, желтый), не смешивая краски, а предоставляя эту работу глазам зрителей. Кроме морских пейзажей,которые писали все порядочные пуантилисты, он умудрялся писать в такой технике портреты, и именно этим он главным образом знаменит. Начинал он с вполне академически добротной живописи, потом у него был импрессионистский период, потом - пуантилизма и дивизионизма, от которых он тоже потом отошел. От дивизионизма он например отказался в еще пуантилистской картине для особняка Солвей "Чтение в саду", то есть она написана точками, но уже смешанных цветов, что на мой взгляд сказалось на ее колорите чрезвычайно приятным образом. И от собственно пуантилизма он тоже ушел, начав писать не точечными, а вытянутыми мазками. В такой собственной манере написан портрет брата -архитектора 1912 года, с которого я начала этот пост.

Портрет О.Мауса .

Портрет О.Мауса.

Портрет художницы и меценатки Анны Бош.

Чтение. 1903. Иногда пишут Чтение Эмиля Верхарна, потому что это он в красном пиджаке читает присутствующим.
Несмотря на то,что у Тео ван Риссельберга в его доме на ул.Аббатской собирались друзья, Верхарн - бельгийский поэт и писатель, и картина сейчас находится в Гентском музее ( здание которого построил старший брат Карл, не путать с Октавом), чтение на картине происходит в Париже (а не в Брюсселе). Присутствуют: ученый Феликс Дантек, поэт Francis Viélé-Griffin, критик Félix Fénéon, писатель- медик Henri Ghéon, писатели Андре Жид и Морис Метерлинк (сидят напротив Верхарна) и художник Henri-Edmond Cross.

Это была еще одна часть давно обещанной прогулки http://bruxelloise-ru.livejournal.com/17812.html

  • 1
Лейла, спасибо за экскурсию!
Очень понравился дом на маленьком участке земли.

Спасибо, Марина.
Он несколько отличается от оригинала, например его побелили поверх камня. Но то как он его распланировал, сделав круговую лестницу в углу к счастью неизменно:)

Эти спиральные окна и привлекают внимание.

Мне моя фотография нравится больше,чем, фото в вики например, потому,что она с угла и эту лестницу подчеркивает:)

Наметанный взгляд выдает лучший ракурс.)

Спасибо за экскурсию, Лейла.

Ну это не экскурсия, а так ..намек:)

Спасибо большое.
Какой разный был художник:)
Мне его импрессионизм больше нравится.
И брат архитектор очень талантливый.

Всегда пожалуйста!
Мне его ретроспективная выставка очень понравилась помнится своим охватом. И я буквально влюбилась в портрет его жены( может быть тогда еще невесты) сделанный сангиной. И портреты у него очень хороши, я самых знаменитых не показала, потому что ограничилась художественным кругом.
Да, брата -архитектора даже Орта хвалил, вообще не склонный хвалить собратьев по архитектуре:)

даже не знала такого слова "дивизионизм"
спасибо за экскурсию!

Строго говоря, я не знаю как это будет по-русски, это французский термин:)
Всегда пожалуйста!

Очень понравились дом Тео и Особняк Отле.

Улицу Абатскую я упорно читаю как "Арбатскую". А как она по-французски?

О, особняк Отле очень хорош еще внутри, я все мечтаю в нем побывать, там разбиение на этажи очень заковыристое:)
rue Abbaye, ты бы как перевела, как Монастырская или Абатская ?

Аббатская :)

Ой! Вдруг вспомнила, дело к тебе у меня.
Нет ли в Бельгии такого сайта, чтоб проверить: а вдруг во время моего визита будут гастроли любимых французских певцов? и мы с ними вдруг совпадем. Шансов мало, но все-таки...

А что и аббат, а не абат, вопрос не праздный. У Бреля была такая кличка "на раёне".
Попробуй здесь посмотреть, но это на про гастроли, а вообще:)
http://www.agenda.be/fr.html
http://www.wallonight.be/agenda-des-sorties.html

Спасибо, Лел. Ничего нет :) Теперь я спокойна.

Какие милые дома - выглядят вполне уютно!

Рада, что понравились:)
А художник-дивизионист не впечатлил?

картины я знала, автора вот как-то запомнить не могу в силу труднопреодолимости фамилии. :)
Но для меня лично пуантилизм тяжеловато воспринимать - может в живую он не так по глазам бьет, как на репродукциях - не знаю...

Точно на репродукциях бьет по глазам,а в живую он легче смотрится. И мне очень понравилась картина в особняке Солвей, она хоть и пуантилистская, но написана смешанными цветами и смотрится прекрасно с любого расстояния:) Но та маленькая картинка с ее фотографией, которая приведена на рекламе посещения особняков совершенно ужасна с точки зрения цветопередачи, может быть еще поэтому я была очень приятно удивлена, посмотрев на нее в живую.

ужасно интересно! Спасибо

спасибо, рада что интересно:)

Не знал, что Риссельбергов там целая семья была. Здание музея в Генте одно из самых лучших из всех, что я видел. Очень удачная планировка, "воздушные" залы, хорошо продумано естественное освещение.

Гент, Музей изящных искусств

Ну это как раз брат строил, который к Брюсселю не имеет отношения:) Да, а Октав и Тео очень мало известны в рунете, про Тео хоть в Вики на русском есть ( но мне не нравится , как написано)

В рунете не только Тео, но и многие другие не очень-то известны - Густав де Смет, Пермеке, Спиллиарт, Валериус де Садлер и так далее.

Но у меня в журнале они все есть!

  • 1