bruxelloise_ru (bruxelloise_ru) wrote,
bruxelloise_ru
bruxelloise_ru

Category:

Братья Риссельберг или обещанного три года ждут.

Октав _Риссельберг.jpg
Портрет Октава Ван Риссельберга (архитектора) кисти его младшего брата Тео Ван Риссельберга.

Почему три года назад я собиралась рассказать про братьев Риссельберг? Во-первых, потому что старший брат Октав ван Риссельберг (1855 - 1929) входит в четверку архитекторов первой волны брюссельского Ар-нуво ( вместе с В.Орта, П.Анкаром и Анри ван де Вельде), но нигде кроме Брюсселя в этой связи не упоминается. И во-вторых, потому как благодаря ретроспективной выставке в БОЗАР'е в 2006 году я открыла для себя младшего - художника неоимпрессиониста Тео ван Риссельберга, который тоже у нас малоизвестен. Хотелось заполнить этот пробел, но тогда не сложилось.
Почему я вспомнила о них сейчас? Недавно побывала в особняке Солвей (за 40 евро, да), построенном В.Орта и увидела самую большую работу Тео ван Риссельберга своими глазами.(Показать вам ее никак не могу, там категорически нельзя фотографировать и воспроизводить фото из купленного там альбома тоже категорически нельзя). Речь идет о полотне "Чтение в саду". Мне эта картина понравилась и сама по себе и особенно тем, как она вписывается в интерьер особняка. И наконец, я дошла до дома Тео Ван Риссельберга на Аббатской улице, который для него построил старший брат и его сфотографировала.


Октав ван Риссельберг был старше всех в четверке ( П.Анкара на 4 года, В.Орта на 6 лет и Ван де Вельде на 8).Учился он в Генте, потом съездил в Италию, а потом стажировался у Пуларта на постройке Дворца Юстиции. Для сравнения, П.Анкар стажировался у Бейарта, делая решетки в сквере Малый Саблон, В.Орта у Бала на Королевских Оранжереях в Лакене, из-за чего и те и другие, иногда, на мой взгляд ошибочно, относят к стилю Ар-нуво. Вот упоминуть об этом стиле в связи со Дворцом Юстиции никому пока в голову не пришло.




Afficher Начало. Ар-нуво. sur une carte plus grande
На карте экскурсии по архитектуре Ар-нуво "Начало" дома построенные Риссельбергом отмечены фиолетовым. Во время экскурсии я показываю их все три , хотя к стилю Ар-нуво относится только особняк Отле, подряд и в хронологическом порядке, рассказывая не только об их архитектурных особенностях, но и об их заказчиках и жильцах откуда деньги.Это позволяет на примере эволюции архитектора Октава ван Риссельберга показать место стиля Ар-нуво не только в брюссельской архитектуре, но и в жизни.



Дом графа Goblet d'Alviella,1882. Очень личная интерпретация неоклассики. Сграффито по рисунку Дилленса.


Этот дом не входит в маршрут "Начала", он был построен на Аббатской улице для младшего брата -художника в 1891 и был достроен в высоту в 1894. Тео ван Риссельберг в нем жил и работал с 1892 по 1898. Потом он переехал из Брюсселя в Париж. ( Оба брата кончили свои дни на юге Франции).
Тоже конечно не Ар-нуво.Гараж был сделан в 1968, в оригинальном доме там было большое окно.

Особняк Отле.1894-1898. В соавторстве с Анри Ван де Вельде, который занимался внутренним убранством, то есть дизайном интерьера.


Этот дом архитектор построил для себя в 1912 году, мастерски использовав очень небольшой участок земли. Уже не Ар-нуво, в Ирисмонументе дом отнесли к модернизму.


Тео Ван Риссельберг был не только заметным художником, но и был так или иначе связан ( дружбой, родством или сотрудничеством) с ключевыми фигурами художественного авангарда того времени. Он вместе с О.Маусом был основателем "группы XX" и потом участником "Свободной эстетики". Дружил с Верхарном и А.Жидом. Женат был на писательнице Марии Манон. У художника было два старших брата-архитектора, про Октава (среднего) я вам рассказала, а про Карла ( самого старшего) не буду, так как он не имел отношения ни к Брюсселю, ни к Ар-нуво. Сотрудничал с В.Орта, писал об этом Ван де Вельде и так далее. Он известен как главный бельгийский дивизионист. Дивизионизм (калька с французского) - разновидность пуантилизма, когда не просто писали точками, а точками основных цветов ( красный, синий, желтый), не смешивая краски, а предоставляя эту работу глазам зрителей. Кроме морских пейзажей,которые писали все порядочные пуантилисты, он умудрялся писать в такой технике портреты, и именно этим он главным образом знаменит. Начинал он с вполне академически добротной живописи, потом у него был импрессионистский период, потом - пуантилизма и дивизионизма, от которых он тоже потом отошел. От дивизионизма он например отказался в еще пуантилистской картине для особняка Солвей "Чтение в саду", то есть она написана точками, но уже смешанных цветов, что на мой взгляд сказалось на ее колорите чрезвычайно приятным образом. И от собственно пуантилизма он тоже ушел, начав писать не точечными, а вытянутыми мазками. В такой собственной манере написан портрет брата -архитектора 1912 года, с которого я начала этот пост.

Портрет О.Мауса .

Портрет О.Мауса.

Портрет художницы и меценатки Анны Бош.

Чтение. 1903. Иногда пишут Чтение Эмиля Верхарна, потому что это он в красном пиджаке читает присутствующим.
Несмотря на то,что у Тео ван Риссельберга в его доме на ул.Аббатской собирались друзья, Верхарн - бельгийский поэт и писатель, и картина сейчас находится в Гентском музее ( здание которого построил старший брат Карл, не путать с Октавом), чтение на картине происходит в Париже (а не в Брюсселе). Присутствуют: ученый Феликс Дантек, поэт Francis Viélé-Griffin, критик Félix Fénéon, писатель- медик Henri Ghéon, писатели Андре Жид и Морис Метерлинк (сидят напротив Верхарна) и художник Henri-Edmond Cross.

Это была еще одна часть давно обещанной прогулки http://bruxelloise-ru.livejournal.com/17812.html
Tags: Брюссель, Октав Ван Риссельберг, Тео Ван Риссельберг, арт-нуво, архитектура, живопись, маршрут экскурсии Ар-нуво., экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments