?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Улица Господа нашего и спектакль "Страсти господни."
bruxelloise_ru

Брюссель - это город с двойным дном, где у каждого тайного дна есть свое - еще более тайное и зачастую совершенно сюрное. Думаю, никто из вас никогда не обращал внимание на улицу Господа нашего в квартале Мароль. Недлинная (140 м), с непримечательными домами, разве что название странное, да кто ж будет эти таблички читать без нужды. В XIV веке улица называлась Адской, но в XV приобрела свое божественное название. В 1440 году один из жителей этой улицы, каменотес Thomas Ghuys, был осужден (на смерть, с тюремными сроками для простых людей тогда не заморачивались) за участие в бунте. Но был помилован с условием, что сыграет роль Христа в представлении для народа Страстей господних. Оставалось только это представление пережить - распинали-то не понарошку, по-настоящему, хотя и не до смерти и с небольшими послаблениями (руки прибивали, а ноги привязывали).Так что сыграть нужно было только смерть, а остальное, несение креста с побоями и распятие, Томасу пришлось действительно прожить . Надо думать для динамизма представления висел на кресте он не слишком долго, потом его "как бы умершего " сняли с креста и в гробу принесли домой. И он не только оказался живой, но еще через какое-то время и знаменитостью -"нашим Господом" квартала. Улица совершенно естественно превратилась в улицу проживания нашего Господа. К концу XVIII века она уже давно так называлась официально, потому что во французский период она была переименована в улицу Вольтера, а французы меняли только официальные названия, связанные с религией. Но через 20 лет, с уходом французов, вернулось и старое название.


Обычная ничем не примечательная улица


Кроме названия.


На ней правда, расположен ресторан "Деревеский идиот"


Жираф вот еще нашелся.


Ближе к нашим дням народные версии Страстей Христа остались только в брюсселльских театрах марионеток. В 1924 году драматург и собиратель фольклора Мишель де Гельдероде написал пьесу Le Mystère de la Passion de Notre-Seigneur Jésus Christ. Если верить Вики, это была первая из написанных им специально для кукольных театров пьес.И именно ее, тогда еще молодой Тоон VII играл первой, переехав в центр в тот театр, который сейчас многие, я уверена, знают как пивную."Страсти господни" там играют до сих пор ежегодно перед Пасхой теперь уже его сыновья: Тоон VIII и его младший брат. Во многих отношениях это едва ли не самый брюссельский спектакль из репертуара театра Тоон. Во всяком случае из той дюжины пьес, которые я видела, точно, достаточно взглянуть на декорации :

Добрый человек, помогший нести крест, - это Вольтче, главная брюссельская кукла.


В Брюсселе Иерусалиме все спокойно. Гран-плас с домом Лебедь и Ратуша узнаются сразу.

Иуда в ночи тоже на Гран-плас ( дом короля)

Святой Михаил и демон , разумеется там же.


Иесус с учениками у себя дома.


Картина подписана Жеф Буржуа, брюссельский художник и историк кукольных театров.


Ночь в сквере Малый Саблон Гефсиманском саду.


Пилат судя по виду из окна в Ратуше.


Крестный путь по Маролю на фоне Дворца Правосудия.





Иуда повесился.


Христос воскрес!


  • 1
Интересно! Неужели в представлениях распинали по-настоящему?

Я так понимаю, что данный конкретный случай был отражен в хрониках, так как я читала и слышала эту историю в (от) надежных источника(х).В 15 веке - это вполне могло быть, тем более,что его должны были казнить. В те времена и живьем закапывали в качестве казни и жгли , времена были такие

верю. Невероятно интересно, хотя вполне средневеково: такая нерасчлененность сознания, если можно так сказать. Сегодня в спектакле использовать, завтра казнить. И всё взаправду. И спектакль получается тоже взаправду.Потрясающе интересно!

Я вчера забыла написать, что в кукольном варианте у распятого Христа только руки прибиты, а ноги привязаны - вариант мистерий игравшихся в Мароле в 15 веке.

Вот те на! А в клетчатом костюме и кепке - это кто?

В клетчатом костюме и кепке - это Вольтче - брюссельский Петрушка, постоянный персонаж всех спектаклей Тоон'а. Где-то он просто представляет спектакль и героев, где-то даже играет главную роль, а где-то второстепенную, но заметную.

когда-то я встречала исследование, основанное на археологических раскопках, о методах распинания в Римской империи. И там были изображения, что ноги не прибивали, как мы привыкли видеть в живописи, сквозь кости плюсны (стопы), а между костями голени у щиколотки.И привязывали. Так что средневековые моменты не так уж далеки от истины.

тоже интересно.

книжку нашла "Der Archäologe und der Tod. Archäologie und Gerichtsmedizin" вот она- "Археология и смерть". Забросала Вас всякими подробностями, простите.

Лейла, потрясающая история, кто бы мог подумать, глядя на эту улицу!
А l'idiot du village - это не из песни Брассенса, само по себе?
Спасибо - заставила меня вспомнить нашу экскурсию по Брюсселю и вообще поездку - эх, хорошо было!

l'idiot du village - я не знаю происхождение названия, но лет 10 назад -это был очень приличный ресторан французской кухни, чуть ли не лучший в Маролле. По-моему это устойчивое выражение, как городской сумасшедший в русском, и может быть тоже намекает на Томаса, который принимал себя за Христа.
Рада:)

Страсти-то какие! Но интересно очень, спасибо за рассказ!

Всегда пожалуйста:)

  • 1