На фотографии вид на шпиль ратуши со стороны Горы Искусств.
Шпиль брюссельской ратуши виден почти отовсюду, ориентируясь на него, нетрудно выйти на знаменитую Гран Пляс. Своей репутацией самой красивой площади она обязана французам. Нет, они там ничего не строили, они, наоборот, в 1695 году все разбомбили, чем создали предпосылки для возникновения всей этой красоты (ну почти всей, ратуша - 15 века). Главное, сами они от этой бомбежки ничего не выиграли, а вот с годом хорошо подгадали: разбомби они всего лет на 5 позже - и самая красивая площадь была бы где-нибудь в другом месте. А в 1695 году ремесленные гильдии еще были в силе и все свои накопления вложили в постройку новых домов на площади. Власть была еще крепкая и внятная, Максимилиан Баварский, правитель Испанских Нидерландов, лично контролировал восстановительные работы, можно сказать, для себя старался: сын его считался наследником бездетного короля Испании Карла II. К тому времени, когда сначала этот сын, а потом и Карл II, умерли (1700), и настала свобода от испанцев в виде войны за испанское наследство и прочих не способствующих строительству радостей, площадь была уже совершенно готова. Осталось только дождаться 1852 года, когда здесь на несколько месяцев поселился Виктор Гюго и, как человек многогранный, в перерывах между написанием памфлета "Наполеон маленький", основательно эту площадь воспел. А особенно его восхищала ратушная башня, о которой, собственно, и речь, т.е. пост.
Посвятить его только башне, а не всей ратуше, меня подвигло несколько причин. Во-первых, именно она является неотъемлемым элементом почти любого вида в центре, не заметить ее невозможно. Поэтому она есть и на старинных открытках, и на полотнах и рисунках многих художников, и на моих фотографиях. А разные изображения, или - еще шире - художественные образы одного и того же - любимый мной жанр ( Кока кола и кринолины).
Во-вторых, свой замечательно цельный и гармоничный вид ратуша приобрела в XV веке, но не сразу, а в результате поэтапного полувекового строительства с достраиванием и перестройкой, и возведение башни было отдельным и заключительным этапом. И ключевым, на мой взгляд. Именно эта кружевная стрела и точность пропорций сделали из брюссельской ратуши уникальное архитектурное творение. Возглавлял ее постройку (1449-1454) архитектор Ян Ван Рюйсбрук.
И наконец, башня - это практически все что осталось после бомбежки 1695 года не только от ратуши, но и от всей Гран Пляс. Объяснения тому у брюссельцев два:
ехидное - французы именно в нее целились, а так как мазилы, то так и не попали, и
божественное - Святой Архангел Михаил, покровитель города, венчающий башню, позаботился и отвел все ядра.
Это одна из 15 картин с видами Сенны, заказанных бургомистром Анспахом в 1866 году художнику Ван Муру для приемной бургомистра в ратуше. Поясню для тех, кто не в курсе, что Брюссель возник на реке Сенне (разумеется не той, что в Париже), но в XIX веке в центре города ее убрали под землю. Перед началом этих работ Ван Муру поручили запечатлеть обреченные на исчезновение виды.
Как раз таким Брюсселем со ступенчатыми щипцами фасадов, со "старыми дымящими крышами" под небесной лазурью и ажурной стрелой Ратуши восхищался В.Гюго.
На этой старинной открытке - вид на башню со стороны улицы Сырный рынок, существующей и поныне. Кроме стрелы можно увидеть трамвай на конной тяге, ходивший по этой улице от площади Стефани до Биржи. Сейчас там нет трамвайной линии и даже трудно представить, что она там была.
Рисунок (карандаш, гуашь, бумага) 1954 года из тетради " В помощь реконструкции старого Брюсселя". Жан-Жак Гайард.
Фотография ( скан с отпечатка) 2003 года. Таким я увидела Брюссель в первый раз.
Картина Дидье ВАн Дер Нута из книги "Сентиментальный Брюссель" 2005 года.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →