?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Смерть смеется над тщетностью наших усилий (с).
bruxelloise_ru
Меня всегда живо удивляет, когда авторы биографий или исторических романов, претендующих на документальность, описывают мотивы поступков исторических лиц. Удивление может быть от восхищенного до возмущенного, не суть. Суть - удивляет откуда авторы вообще это могут знать. Или искусствоведы, как объяснят , про произведение какое-нибудь, что там и как и почему мастер сделал, - что-то сомневаюсь я, что это так и было, всегда сомневаюсь. Вот к примеру у И.Иттена читаю: "Равенские художники V-VI веков умели создавать разнообразные эффекты с помощью взаимодополнительных цветов. Так, мавзолей Галлы Плацидии окутан удивительной атмосферой серого цвета. Это впечатление достигается благодаря тому, что синие мозаичные стены освещаются оранжевым светом, идущим из узких алебастровых окон, окрашенных в этот цвет. Оранжевый и синий - дополнительные цвета, смешивание которых дает серый цвет...." Читаю и думаю, что я помню эти окна и стены, из-за необычных, на фоне других равеннских мозаик, цветов, но что никакой удивительной атмосферы серого цвета я там не увидела, или не запомнила, хотя на очень контрастное сочетание дополнительных цветов обратила внимание. И интересно, думаю я, как все-таки получилось, что в этом мавзолее доминирует синий цвет, а не золото и теплые цвета, как на остальных запомнившихся мне тамошних мозаиках . Денег ли на них не было , или поставщики подвели, или нужно было позарез использовать много синей смальты, или мастер увидел где-то случайно рядом синее и оражевое и убедил заказчика, что это будет штука посильнее золотой мозаики, или наоборот, заказчик сказал, что золота чуть-чуть, хоть умри, и пришлось выдумывать этот контраст за 14 веков до имрессионистов, или нет, мастеров было двое, и один хотел пристроить голубую смальту , тесть его очень просил, а второй хотел непременно оранжевый, ну и пошли на компромисс, - фантазирую я, но вот как оно именно было, кто ж теперь скажет. А оказалось до обидного просто, этот оранжевый алебастр в окна вставили только в начале XX века, а именно в 1908 году, подарок итальянского короля, а оранжевой смальты, там вообще с гулькин нос, золотой больше, так что похоже старые мастера не умели таки обеспечить "впечатление парящего серого цвета" с помощью взаимодополнительных цветов, при всем моем уважении к И.Иттену и его книге "Искусство цвета". Но эта история просто к слову пришлась, а речь пойдет, как всегда, о Брюсселе.


Есть в кафедральном соборе Святых Михаила и Гудулы (далее Св. Гудуле) большой витраж над главными (западными) вратами, там где на французских готических храмах роза, здесь - витраж в стрельчатом окне, как это принято в брабантской готике. Окно это хорошо заметно на фасаде, но витраж с улицы не читается, не то что сюжет, а даже цвета не угадываются. А внутри мне как-то не приходило в голову его рассмотреть, пока я не прочла о нем в романе Жака Нейринка "Осада Брюсселя" и не занялась составлением экскурсии Литературный Брюссель. Роман этот на русский не переведен, да и сомневаюсь, что на нидерландский его перевели, потому что фламандцы на него сходу обиделись, как мне кажется, не вчитываясь. Книга эта не простая и где-то даже страшная, что-то вроде антиутопии про ближайшее будущее. Нейринк написал ее в 1996 году, а события (в том числе военные) в книге происходят в 2006, то есть для нас теперь это будущее в прошедшем. Но антиутопия не абстрактная, а очень хорошо укорененная в Брюсселе, история и многие места, архитектура и особенности которого написаны реалистично и со знанием дела, откуда собственно мой интерес к этой книге. Выдуманные же Нейринком события "2006" из будущего в прошедшем, мне совершенно не хочется обсуждать, в том числе из-за пугающего сходства с происходящими украинскими.


Жизнь главного героя романа Карла Вандеваля тесно связана со Св. Гудулой, и именно в его уста Нейринк вкладывает рассказ о витраже "Страшный суд" и об обстоятельствах его появления в соборе. Витраж был подарен принцем-епископом Льежа, Эрардом де ла Марком в XVI веке, был украшен латинской надписью (votis decipimur et tempore fallimur, omnes mors ridet curas, anxia vita nihil, краткое содержание: все суета сует и все равно умрем). Дар был сделан в память о поддержке императора Карла V, благодаря которой де ла Марк был произведен в кардиналы. Вандевалю кажется странным уже то, что де ла Марк долго и упорно стремился стать кардиналом, и особенно, что достигнув такой ничтожной по большому счету цели он потратил целое состояние, чтобы отблагодарить Бога изображением изречения, достойного стоика, а не христианина.
Первым делом я пошла посмотреть на этот витраж (и его сфотографировать) - упомянутая надпись есть. Ну а потом стала сомневаться. На мой непросвещенный взгляд надпись по смыслу вполне подходит к сцене Страшного суда, не цитата ли это из священных писаний? Нет, оказывается это изречение Кондрада Цельтиса, немецкого гуманиста , современника де ла Марка и сторонника обновленного в духе неоплатонизма христианского благочестия. Ага, теперь понятно, что значит фраза про скорее стоика, чем христианина. Потом у меня возник вопрос, кого и как благодарил де ла Марк этим даром. Ведь бога он мог поблагодарить и по месту жительства (Льеж) или службы, он ведь епископом и архиепископом был не только в Льеже, но и во французском Шартре и в испанской Валенсии (ах, какие места). Почему же именно в Св Гудуле? И когда это было, и кто автор живописи, и имел ли де ла Марк вообще отношение к выбору сюжета и надписи?
Посмотрела, что у кого еще про этот витраж написано:
"В западной части собора, над выходом, - огромный витраж "Страшный суд" (1528), тоже в стиле Ренессанс. ( Владимир Ронин. В центре Брюсселя,2013, стр 153) Так, а что у Де ла Марка произошло в жизни в 1528 году? Кардиналом он стал в 1520, умер 1538. А в 1528 разве что впервые казнил лютеран, с которыми боролся как с носителями ереси.
А вот что пишет про этот витраж Роэль Якобс:"Среди богатого убранства Св Гудулы витражи лучше всего отражают симбиоз между политикой и искусством, который так характерен для истории этого собора. Так, большой витраж, подаренный Эрардом де ла Марком, принцем-епископом Льежа, покрывает фасад и изображает Страшный суд. Этот витраж отмечает переход принца-епископа из лагеря короля Франции в лагерь Карла V."(Roel Jacobs. BRUXELLES-PENTAGONE,2013, стр 89, перевод с французского мой) Все-таки не бога, а цезаря он благодарил.
Вот у кого обычно можно найти максимум информации, это у Вильгельма де Маре. Подумать только, что я совершенно случайно купила пятое издание его знаменитого гида Брюсселя, несколько лет назад , за 3 евро на развале, тогда еще совершенно не зная, какая это бесценная вещь."Великолепный витраж, занимающий триумфальную арку между двумя башнями, над лекторием, предствляет Страшный суд. Это творение Жака Де Вриндта ( умершего в 1581 году). Он был сделан по завещанию (!) принца-епископа Льежа, Эрарда де ла Марка, который часто жил в Брюсселе и умер в 1538 году. Он был отреставрирован в 1820 году Дю Тойктом и потом еще Капронье (в 1869 году). В двух местах присутствует дата 1528 ANNO, которая вполне вероятно была искажена в ходе реставрации. Если дата верна, то автором картона не может быть Жак Де Вриндт, родившийся в 1524 году и даже его брат Франс, родившийся в 1517" (G.Des Marez. Guide illustre de Bruxeles. MONUMENTS CIVILS ET RELIGIEUX.текст 1928, переиздание с дополнениями 1979, , стр 241, перевод с французского мой)
Наконец в третьем томе "Истории Брюсселя", написанной в 1845 году , тогдашними архивистами города читаем, что витраж - работа Жака Де Вриндта Флориса, подарок Де ла Марка, который часто жил в Брюсселе в построенном им особняке. Особняк этот унаследовало семейство Аренберг, и согласно сохранившейся в архивах переписке это же семейство финансировало содержание витража " Страшный суд", который первый раз был отреставрирован в 1643 году.
Ну и что по-вашему можно с уверенностью написать про этот витраж? По-моему с уверенностью - ничего, кроме того, что это дар Де ла Марка и это "Страшный суд". Хотя конечно факт, что принц-епископ Льежа построил себе в Брюсселе особняк, очень любопытный. И кажется мне, что подаренный витраж имеет непосредственное отношение к этому факту, но "смерть смеется над тщетностью наших усилий", кто бы не поместил эти слова на витраже, с ним не поспоришь.


Вид с улицы.


Верхняя часть, которую я сильно затемнила, чтобы было видно 1528 ANNO.


Фрагмент, в центре Св Михаил с весами.



  • 1
Какое увлекательное исследование! Спасибо,что рассказали!я в равенне не помню серого тоже.надо бы еще посмотреть, теперь, после прочитанного.м.б. в разное время дня?
И мб. Вы в следующем посте расскажете про этот роман, и что в нем похоже на украину?хотя, я и о другом почитаю с удовольствием!

Спасибо, очень рада, что интересно!
Я еще в ноябре прошлого года, приняла решения, что я не только у себя не буду ничего писать про Украину ( политика вообще не моя тема), но и комментировать у друзей не буду, вот такой обет молчания в интернете. Поэтому и про Осаду Брюсселя Нейринка , пока ничего не могу писать, когда-нибудь сильно потом.

Я тоже не пишу,переживаю молча.я - киевлянка.просто, чтобы была понятна моя позиция

1. Не читайте советских газет за завтраком )
Искусствоведческие книги в ста двух случаях из ста трёх нехороши по _всем_ параметрам, увы.

2. С Вашего позволения, понятия "принц-епископ" не существует. В номинальной иерархии западного типа это соответствует архиепископскому чину.

!. Иттен, который преподавал в Баухаусе, мне действительно очень симпатичен, и книги его и Искусство цвета и Искусство формы - хороши, и уж точно стоят прочтения, но и на него бывает проруха.
2. Речь идет о епископе, который одновременно осуществляет светскую власть( Prince-évêque ), я просто буквально перевела , в википедии переводят как князь-епископ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C-%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF

Переводчики википедии вызывают, эээ, удивление практически всегда. И да, управление делами епархии, совпадающей границами с регионом - дело обычное для тогдашних европ; совершенно обычное. Занимался этим _архиепископ_, в вашем случае - Льежа.

Во всех, абсолютно во всех книгах ( напечатанных, если вы не доверяете интернету) по-французски он называется Prince-évêque Льежа, при том что архиепископом он был в другом месте и французское слово archevêque тоже безусловно есть , и он не просто управлял делами епархии, совпадающей границами с регионом, а именно что был светским правителем княжества Священной Империи. Но кроме Prince-évêque были еще и prince-archevêque, но не в Льеже. Все княжества такого типа были упразднены в XIX веке, так что в современной западной иерархии такого чина действительно не существует.

Целое историческое расследование.)
Мне тоже удивительно, когда люди заявляют о свей уверенности в чём-то, давно случившемся или недавно, разницы, впрочем, нет, только на основании того, что они прочитали или услышали.

Спасибо, Марина!
Рада совпадению:)

(Deleted comment)
Спасибо:)
И де ла Марки - очень интересный род, и правление именно этого де ла Марка в Льеже - было периодом наивысшего расцвета Льежского княжества. Он там фактически заново построил дворец принца-епископа. Но вот, что он в Брюсселе особняк Аренбергам построил я раньше не знала :)

contesse d'arenberg - владелица домов на улице, где моя галерея. И дома, где.
Беатрикс зовут. Она в красном на фото последнего вернисажа. Я её на ты))

О как интересно:)

Какой интересный витраж!

Да, мне он и по рисунку кажется довольно необычным и интересным, не только надписью и личностью дарителя..

витражи впечатляют!
всегда их с интересом рассматриваю.

Рада, что интересно:)

Спасибо ещё раз :-)

Очень люблю витражи! Спасибо, интересное исследование!

  • 1