bruxelloise_ru (bruxelloise_ru) wrote,
bruxelloise_ru
bruxelloise_ru

Categories:

О любви , ее богинях, жрицах и певцах.

Дорогие читатели! Я вас люблю! Поэтому сразу предупреждаю, что здесь вам придется отдуваться за реальных туристов, которым я вынуждена рассказывать о Брюсселе связно, внятно, без лирических отступлений и о том, что интересно им, а не мне, вернее, за те усилия, которые я предпринимаю в этом направлении. Здесь вы не узнаете где в Брюсселе можно вкусно и дешево поесть, сколько стоит снять машину, и вообще, где купить и сколько стоит, если только случайно проговорюсь, а так ничего не узнаете! Предупреждаю, что сегодня рассказывать буду, следуя своим собственным ассоциациям, так что для кого-то может быть и бессвязно, и отступать буду везде где захочу! Иллюстрации будут (люблю картинки) только с богинями любви, а вот жрицы будут без картинок, только в языковедческом плане.


Все началось с этой дамы. Это рисунок (тушь на бумаге, 35 на 55 см) Поля Дельво 1938 года, из каталога его персональной выставки 1990 года. Называется - Ню в романском пейзаже.




Хоть она и не названа Венерой, сразу мне напомнила двух богинь любви:


Спящая Венера, Джорджоне . 1508-1510 Дрезденская галерея.



Тициан, Венера Урбинская, 1538

А то, что обнаженная П.Дельво лежит, подперев голову рукой, на каменьях средь деревьев, и эти своды напомнили мне скульптуру из парка Брюсселя - Мари-Мадлен лежащую в гроте. П.Дельво не мог о ней не знать, хоть она и расположена в очень укромном месте, в одной из двух низин парка, в той же, где стоит бюст Петра I. Фотографии у меня нет, но Мадлен, хотя и не обнаженная, лежит подперев голову рукой под сводом грота, и деревьев вокруг хватает. Почему я так уверена, что Дельво ее видел? Да потому, что это копия работы Жерома Дюкенуа Младшего (не того, который изваял Писающего мальчика, а его младшего сына, тоже Жерома), с творчеством которого художник без сомнения был знаком. Согласно С.Ламберту, автору книги "Брюссель и любовь", эта низина - место тусовки брюссельских гомосексуалистов. Не знаю, может быть в ночи, а при свете дня - это скорее, как говорят французы, уголок-пипи. Таким вот незавидным местом по прошествии веков оказалась эта старая часть дворцового парка, где в 1717 году Петр I (человек, а не памятник) отдыхал в приятной компании дам у фонтана с Мадлен (уже тогда каменной). Собственно в память об этом пикнике бюст царя и был установлен рядом с Мадлен.

Теперь обещенные языковые ассоциации с именем Мадлен. Во французском языке существует старое, но и сейчас активно используемое, выражение - плакать как Мадлен. Это значит очень горько, сильно, горячими слезами (еще одно французское выражение, не путать с крокодиловыми), короче реветь как белуга. Происхождение библейское - плачущая, кающаяся Мария-Магдалина.
Мадленами же или Мадленками называли раньше в Брюсселе проституток. Но это, в отличии от "плакать как Мадлен" слышать самой не доводилось, видимо уже устарело. О происхождении судить не берусь, но подозреваю, что без библии и здесь не обошлось.

Не могу не рассказать об авторе Мари-Мадлен лежащей в гроте. Жером Дюкенуа младший (1602 - 1654), так же как и его старший брат Франсуа (1597 - 1643), родился и учился (у отца) в Брюсселе. Работал в мастерской у брата в Риме, а после его смерти вернулся в Брюссель. Его очень успешная самостоятельная карьера скульптора и архитектора оборвалась в 1654 году, когда он был обвинен (уличен?) в содомии с двумя своими учениками и казнен в Генте. У него нет могилы, тело его было сожжено и прах развеян, но творения, в основном на религиозные темы, сохранились, и если не находятся больше в храмах, то только потому,что переместились в музеи. Он не был реабилитирован, но никого, кажется, не волнует как он кончил свой земной путь, работы его показывают, и о них рассказывают без тени смущения. Несмотря на то, что человек Ж.Дюкенуа младший навсегда исчез, художник - навсегда остался.

Возвращаясь к Полю Дельво, у него тоже есть "Спящая Венера":



1944, Галерея Тэйт, Лондон

А это «Спящая Венера и Амур» Никола Пуссена, из Дрезденской галереи



Кстати, начинал свою карьеру Никола Пуссен тоже в Риме, и одно время они с Франсуа Дюкенуа вместе снимали квартиру. Свою Спящую Венеру с Амуром Пуссен написал тоже в Риме, но в 1660 году, когда уже не было в живых братьев Дюкенуа, да и самому ему оставалось не так много.
Кроме любви и Брюсселя получилось довольно много смерти и Рима. Это из-за П.Дельво, конечно.
Tags: Брюссель, Ж.Дюкенуа младший, П.Дельво, сюрреализм.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments