Previous Entry Share Next Entry
Единственная, кто купил. II
bruxelloise_ru

Портрет Анны Бош. Изидор Верхейден.

Я уже писала 3 года назад про художницу, меценатку и коллекционера живописи Анну Бош (1848 - 1936), известную в основном, как единственный человек купивший картину Ван Гога при его жизни. И эта картина, единственная из всего наследия Ван Гога, которую ему самому удалось продать, не что иное, как "Красные виноградники" и сейчас находится в Пушкинском в Москве. Анна Бош купила "Красные виноградники" на выставке союза XX (вантистов) в Брюсселе в 1890 году. После смерти Ван Гога она приобрела (1891) в Париже еще одну его картину (Цветение персиковых деревьев). Оба полотна впоследствии висели в музыкальном салоне ее дома на улице Аббатской в Икселе. Впоследствии, так как землю под этот дом она купила только в 1901 году. В этом музыкальном салоне у нее проходили концерты по понедельникам, так называемые музыкальные понедельники Анны Бош, и слушатели помимо всего прочего могли любоваться живописью Ван Гога. А потом она их продала Парижской галерее,"Красные виноградники" точно в 1906 году, потому что в том же году ее покупает Щукин. И теперь совершенно ясно, как это полотно попало в Пушкинский (спасибо, Анна!). А вот насчет того зачем она их продала, как водится, есть разные мнения. Более-менее официальная версия: Анна Бош продала две картины В.ван Гога, чтобы купить "Сена у Гранд-Жатта" Ж.Сера, потом завещанного Королевскому музею изящных искусств в Брюсселе, где сейчас на него можно полюбоваться в новом музее Конца века. (Интересно, сколько Сёра нынче нужно продать, чтобы купить одного Ван Гога?) И было это просто плановым апдейтом ее коллекции. Поскольку она шла в ногу со временем, и даже не пригласила В.Орта строить свой новый дом (хотя переехала с обстановкой его дизайна из старого), якобы потому, что к 1901 году его стиль ар-нуво с "ударом кнута " уже устарел и входил в моду более геометричный вариант модерна. (Такое понимание причин продажи Ван Гога я почерпнула из толстенной книги о В.Орта, вышедшей к 150-летию со дня его рождения в 2011 году, точную ссылку потом напишу). А вот на этом англоязычном сайте об Анне Бош изложена другая версия: Анна Бош продала картины В.ван Гога в разное время, одну в 1906, а другую в 1910, деньги от продажи были вложены в Синьяка (Интересно, а в Синьяках сколько это будет один Ван Гог?), который позже был подарен тому же брюссельскому музею, и на него можно сейчас посмотреть там же. Но продала она интересующие нас полотна не из-за денег, а якобы потому, что они ей мешали писать картины самой. Помня о том, что Блоку мешал писать Лев Толстой, а сам Блок тоже кое-кому мешал писать, по свидетельству Ахматовой, я решила довести до вашего сведения и такой взгляд на причину продажи "Красных виноградников."
Кроме того, за эти три года открылся музей "Конец века", где выставлены и завещанный Сёра, и подаренный Синьяк, и портрет Анны Бош кисти Изидора Верхейдена, который был ее учителем, тоже вантистом и жил на той же Аббатской улице, и картину кисти самой А.Бош, и еще несколько картин из ее коллекции.
И наконец, мне удалось найти и сфотографировать ее могилу, которую раньше я полагала не сохранившейся.




Картинка - ссылка на первый пост про Анну Бош. Анна Бош в салоне своего дома перед камином В.Орта.


Русская музыка. Д.Энсор.
Еще одно пересечение с Россией, картина Энсора "Русская музыка" тоже попала в брюссельский музей из коллекции Анны Бош.


Надпись на могиле Анны Бош.

Могила Анны Бош на Иксельском кладбище.

Могила Анны Бош на Иксельском кладбище.

https://fotki.yandex.ru/next/users/bruxelloise-ru/album/469041/view/1375543


Хоть в Сера, хоть в Синьяке, - прогадала Анна...

Зато Ван Гог наш!

Здорово, что история оказалась с продолжением!
Я Анну запомнила с прошлой публикации.

Да, за эти 3 года я здорово продвинулась:)

Не удивлена, что Анна обладала чутьём - ведь и сама художницей не последнего
десятка была


Ага, знаю такую : старый Брюссель изображен:)

Спасибо - очень интересно.


офф. Все хочу спросить - как там у вас сейчас обстановка?
а тоя сегогдня в газетке про Антверпен читала - что везде вооруженная полиция-военные и боятся террористических акций - особенно в еврейских кварталах.
а я как-то не поняла - это в связи с раскрытием этой террор. сети или давно уже неспокойно было?

Всегда, пожалуйста.

офф Боюсь я мало что могу сказать, я последний раз в центре Брюсселя была 7 января. Читаю только новостную ленту, никаких личных наблюдений .

Как интересно и причудливо!

Да жизнь выписывает причудливые сюжеты:)

Очень интересно. Особенно интересно, что история оказалась с продолжением.
Большое расследование вы провели. И могилу нашли. Спасибо.

Спасибо, Светлана.
Могилу я совсем недавно нашла. Удалось благодаря редкой книге Гид по брюссельским кладбищам, которую я купила. И там было очень внятно написано, где искать.

Спасибо за такую интересную историю!
Прямо сказка для взрослых перед сном)))

Рада, что интересно:)

пролетел орта с заказом!крутенько она с ним обошлась!. отличный рассказ!спасибо!

Да нет, не думаю,что она как-то с ним обошлась, у него в то время еще много было заказов. И не факт, что авторы правильно угадали ее мотивы с выбором архитектора.

Потрясающе интересная история. Спасибо, Лейла!
И да, про камин даже не надо говорить, что он Ортовский - узнаешь с первого взгляда. Мне он сразу дом на площади Амбиорикс напомнил.

Очень рада, что понравилось:)

ужасно интересно. Но вот вопрос: а что в Бельгии могилы сохраняются? Просто в Германии место для захоронения арендуют на 20 лет, а потом в зависимости от вида захоронения продлевают аренду или нет. Потому многих могил уже не существует.

Здесь сейчас та же история с могилами, а раньше было кроме временных и вечное владение, но все же не так часто. Поэтому я и думала, что ее могила исчезла.

Спасибо за историю и за измерение Вон Гога в Синьяках и Сёрах )
Я вот никак не могла увязать в своей голове, как купленная Анной Бош картина оказалась в России, хотя и знала единственного "прижизненного" покупателя.

Она просто ее продала, а Щукин ее купил :)

Очень интересное исследование, спасибо! какой камин...! и кто кому мешал писать и творить, замечательно:))

Ну, на мой взгляд это до исследования не дотягивает, но на парочку возникших когда-то вопросов нашелся ответ, и по дороге получила массу удовольствия, вот вспомнив про кто кому мешал творить, например:)

"Я плакал". Да, последовать моде и продать Ван Гога - это, конечно, оплошность. Продать если мешал - это понятно, но тогда это очень сильный шаг!

Я думаю, что истина могла быть где-то между или вообще в стороне:) Вот если бы ее дневники или письма с упоминанием о мотивах продажи сохранились, а так можно много версий придумать.

Суперски, что оказалось продолжение)

Не очень быстрый, но вполне себе эффективный способ: задаться вопросом и ждать пока найдется ответ:)

Интересная история.

?

Log in

No account? Create an account