Previous Entry Share Next Entry
Три года из жизни архитектора Эрнеста Блеро!
bruxelloise_ru
Не знаю как вам, а мне всегда очень интересна судьба архитектора (художника, ученого и т.д.) в творческом, разумеется, плане, хотя житейские подробности порой трудно отделить, да и незачем. В этом смысле архитектор Эрнест Блеро (1870-1957) -" лакомый кусочек". Он прожил долгую жизнь (87 лет), но почти все, что от него осталось, как архитектора, он построил за 3 года, с 1899 по 1901! А это, между прочем, около 6 десятков домов в стиле арт-нуво. На девять лет младше В.Орты, Э.Блеро был самым популярным архитектором второй волны брюссельского арт-нуво, так называемого арт-нуво фасадов. Этот оксюморон (арт-нуво фасадов), пожалуй , точнее всего характеризует творчество Блеро. Внутреннее строение его домов ничем не отличалось от характерного устройства типичного брюссельского дома, с которым ранее так революционно "покончил" В.Орта. Более того большую часть своих домов (в том, что касается внутренней планировки) он строил по типовому (!) проекту, что сильно снижало стоимось и время постройки, и позволило ему построить их так много за такой короткий срок. Зато все фасады были штучными. И даже фасады зеркально симметричных домов-близнецов, которые он так любил строить, никогда не были идентичными: на месте "тяжелого" окна оказывался "легкий балкончик", уравновешено и на первый взгляд одинаково, а ан нет. Дизайн декоративных деталей (решеток, витражей, сграффито, мозаики, каменной и деревянной резьбы) делался им для каждого дома (пары домов) отдельно и затейливо. За готические реминисценции и барочную нарядность пурристы зовут его стиль нео-арт-нуво.




Но решетки Блеро хороши без всяких но, и признаются всеми без всяких нео:


Это так называемый "Нотный стан Блеро"


Такой тип решетки узнаваем от дома к дому, но никогда не повторяется буквально.




"Нотный стан" балкона и крыльца согласован с украшением двери.



Решетки гаражей на домах - близницах (авеню Мольер 162 и 164) в стиле арт-нуво. Дома построены архитектором Блеро, фасады их зеркально симметричны, но не полностью идентичны. У них разные хозяева.


А здесь появляются крупные цветы. Кому-то эти цветы кажутся слишком крупными и тяжелыми для такой решетки. Но я уже так всмотрелась в его творения, что мне это кажется не недостатком, а особенностью. Так и говорю: Крупные и зрительно тяжелые цветы и листья на легких решетках - отличительная черта Блеро.




А что же он делал после 1901 года? С 1902 по 1908 возводил себе особняк в любимом стиле, но он не сохранился, поэтому трудно сказать, действительно ли он был так хорош, как это казалось современникам. А когда стиль арт-нуво выходит из моды, уходит из публичной архитектуры и Блеро. Что было тому причиной - неумение и нежелание работать в другом стиле или отсутствие необходимости работать (он разбогател на продаже и сдаче в наем своих домов, и к тому же выгодно женился) - не берусь судить. Но так или иначе, а он уезжает из Брюсселя в имение, унаследованное женой под Ипром и живет там до самой смерти в 1957 году. Все это время он восстанавливает имение, разрушенное в ходе первой мировой войны, и в частности строит там "нечто", что я затрудняюсь обозначить каким-либо стилем, но что приводится в некоторых старых книгах, посвященных архитекторам арт-нуво, видимо в качестве курьеза.

Спасибо,столько сотворить за три года- вот это работоспособность! Очень интересно и познавательно)

Рада, что понравилось.

Спасибо!
очень интересно!
И прямо взгляд отдохнул на таких прекрасных линиях.
Вот уж действительно - застывшая музыка!

Вам спасибо за понимание!

До чего же мне эти решетки нравятся..Я просто млею:))

Очень рада, Марина!

Волшебно! Так и хочется сказать: красота неземная. Но ведь земная же, земная. Но все равно какая-то... из сказок.
А ведь многие архитекторы - люди странных судеб, как ни странно. Но я в чем-то за Блеро даже рада - если у него была мечта разбогатеть, то он ее достиг. И каким бы ни было его имение - если человек имеет возможность делать то, что хочет, не обращая внимания ни на что, не ущемляя ничьих прав и не нарушая законов... почему бы и нет? )))

Не знаю, была ли у него мечта разбогатеть, но свое богатство он нажил наидостойнейшим, если можно так сказать, способом - создавая красоту. Я не отношусь к тем, кто считает, что настоящий художник должен быть нищим.
По поводу имения, совершенно согласна. Просто больно это его ротонда чудная, где-то даже сюрная, жалко ,что я картинки не нашла.

как я люблю такие решетки - Парижские, Брюссельские...

Ага, только я бы сказала - Брюссельские, Парижские, потому, что Орта "родил"свою линию на 6 лет раньше Гимара, но в отличии от него (Гимара) не любил общаться с журналистами.

Решетки и фасады - это то, от чего я не могла отвести глаз в Одессе. Там, к сожалению, большинство из них в запущенном состоянии. Но металл очень долговечный благодарный материал, и решетки хранят даты, историю. У меня тоже коллекция одесских решеток, ворот из последней поездки. Мне очень понравились Ваши фотографии, решетки удивительные, оригинальные. А история Блеро чем-то напомнила сюжеты из жизни Маразли, одесского мецената и городского головы. При застройке одной из улиц он потребовал, чтобы все здания на ней отличались оформлением фасадов. Сейчас эта улица носит его имя - Маразлиевская, и она одна из моих любимых в Одессе.


Спасибо за рассказ о Маразли.
К сожалению я не была в Юдессе, если не считать виртуально в журналах френдесс. А Блеро в Брюсселе застроил целую улицу( только с одной стороны) - 17 домов, но она не носит его имя, а зря.


Приятно, как их (решётки) содержат в порядке. Красота.

А кто в Брюсселе поддерживает старые фасады? Только добрая воля домовладельца? Или за этим следит мэрия? Или даже платит город?

Сами решётки, повторюсь, изумительны. Литьё или ковка? Верно, то и другое; судя по годам возможна и гальванопластика. Конечно, это барокко.

Если дом не охраняется государством как памятник архитектуры, то все зависит от хозяина, он даже может все старые решетки заменить на новые литые типовые, потому, что они таки ржавеют, а делать новые по старому образцу -бешенные деньги. И сграффити на не охраняемых домах владельцы забеливают, спасибо, что не скалывают, т.к. забеленные -это обратимо, теоритически.
А если дом на охране, то владелец не имеет права ничего менять, но и с деньгами ему помогают, в основном частные фонды разные. Бывает, что владелец коммуна и тогда все может быть в очень жалобном состоянии. По разному бывает.
Насчет гальванопластики не в курсе.

Спасибо!

А вот интересно было бы провести исследование людей, которые родились и выросли в таких домах вобще новаторских и отличных с точки зения архитектуры и дизайна). Отличаются ли они чем-нибудь от тех, что вырос в обычных домах?

Не за что.
Согласна, было бы интересно.

Очень интересно, спасибо!
После 1901 года - забавное подтверждение фразы -"художник должен быть голодным!" ;-))

Пожалуйста, рада стараться.
Пожалуй, хотя Блеро, положим, и до 1901 года не голодал. Разве похоже все это нарядное, пышное , где-то даже барочное великолепие на творчество голодного человека?

Красота! Спасибо!

Пожалуйста!
Про надпись на музее помню, но жду случая у музейщиков спросить, самой стало любопытно.

Красиво, правда!

Он не строил ничего в Барселоне? У меня есть фотографии очень похожего дома. С Гауди не путаю. Постараюсь найти фото, они еще на пленке.

Насколько я знаю, нет, не строил. Будет очень интересно посмотреть и сравнить.

Век живи, я и не знал про Блеро.
Какой сайтец у вас хороший. Я то давно люблю Брюссель. Файлю! Жаль, пока урывками смогу читать только - сезон, сплошная Италия.
Спасибо вам.

Пожалуйста, рада, что понравилось.
Я тут еще на днях сообщество Брюсселеведы организовала, присоедтняйтесь, раз Брюссель давно любите! http://community.livejournal.com/brusselevedy_ru/profile

удивительно красиво! А когда все это занесено снегом - просто волшебно!

Я предпочитаю без снега:)

Знакомьтесь -- архитектор и художник - декоратор Поль К

Пользователь michellemohn сослался на вашу запись в своей записи «Знакомьтесь -- архитектор и художник - декоратор Поль Коши.» в контексте: [...] Три года из жизни архитектора Эрнеста Блеро! [...]

?

Log in

No account? Create an account