Previous Entry Share Next Entry
Жак-Луи Давид и смерть.
bruxelloise_ru
_MG_6844.jpeg

На фотографии - мемориальная доска, посвященная мэтру классицизма живописцу Жаку-Луи Давиду, на неоклассическом особняке, расположенном за театром Моннэ. И хотя эта доска висит на балконе второго этажа, все же на ней можно прочесть:
Французский художник
Луи Давид

умер в этом доме
29 декабря 1825 года

Непосвященый прохожий может подумать, что Давид только умер в этом доме. Но нет, он прожил в нем около 10 лет, и в нем же находилась его мастерская. Видимо авторы надписи выделили именно смерть Давида , как основное.
Действительно, изображение смертного часа занимало значительное место в творчестве художника. Не случайно, одна из самых известных его картин -- "Смерть Марата". Кроме того, в Брюсселе он был в изгнании, как депутат Конвента, проголосовавший за смерть короля Людовика XVI. Из-за голоса отданного за смерть короля его не позволили и похоронить в Париже, и Давид и после смерти остался в Брюсселе.



Смерть Сократа (1787), New York, Metropolitan Museum of Art.
Сюжет этой картины, заказанной Давиду в 1786 году, был в моде с тех пор, как его порекомендовал художникам Дидро. В 1762 тема Смерть Сократа была предложена для Римского конкурса. Да и на салоне 1787 года, где Давид выставлял эту картину, была еще одна Смерть Сократа, другого художника. И Давид победил в этом негласном соревновании.
Картина находится в собрании музея Метрополитен (Нью-Йорк) и во французской википедии входит в список самых известных произведений художника.


Потом Давид активно участвовал в революционных событиях, был избран в Конвент, где голосовал за смерть короля. Один из членов Конвента, Мишель Лепелетье, так же голосовавший за казнь Людовика XVI, был за это убит. И Давид с картины, изображающей Лепелетье на смертном одре, начал серию картин о мучениках революции.




Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре, гравюра А.Девожа с картины Луи Лавида.

Эта картина и Смерть Марата выставлялись в Конвенте, после чего вернулись к художнику, который взял их с собой в изгнание. После смерти Давида его сын забрал ее в Париж, где она была выкуплена дочерью Лепелетье, Сюзанной и уничтожена. Сюзанна не разделяла революционных взглядов отца и стремилась истребить все напоминания о нем, как о мученике революции. Это ей почти удалось, но осталась гравюра ученика Давида.

030620152041.jpeg
Ну смерть Марата, 1793 года все знают. Написана была практически сразу после его убийства. Привезена была художником в изгнание и подарена Брюсселю.
Третьей картиной из цикла о мучениках должна была стать Смерть юного Бара, но она осталось незаконченой:

170420141402.jpeg
Смерть юного Бара.1793. Жак Луи Давид

Тринадцатилетний барабанщик Жозеф Бара был убит в битве с вандейскими повстанцами. Робеспьер произнес в Конвенте пламенную речь об этом герое революции и Давиду было поручено изобразить его смерть уже обросшую легендами. Но картина Давида не была закончена, и другие художники справились с этой задачей лучше.
Если нагота Марата, понятна, он в ванне, обнаженное тело Лепелетье задрапировано на античный лад, то почему Давид нарисовал юного барабанщика совершенно голым не слишком ясно и даже некоторым подозрительно. Поэтому картина висит в музее Авиньона ( где я на нее наткнулась и сфотографировала), а не в Париже, как например вот эта:


Jean-Joseph Weerts (1847-1927) - Musée d'Orsay, Paris

Что касается смерти самого Давида, то в ней самым сюжетообразующим, надо отдать должное создателям доски, действительно оказалось место и время. Место в широком смысле - в Брюсселе, и время - Реставрация монархии во Франции. Поэтому похоронить Давида в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез, как хотел его сын, не разрешили. Парижу досталось только сердце художника, которое его сын привез, никого не спрашивая. А у Давида и в Брюсселе были ученики и почитатели, которые собрали средства на памятник и вечную концессию.




И на этом казалось, можно было бы поставить точку. Но нет.
В 1971 году (через 146 лет после смерти Давида) в Бельгии (которая образовалась уже после смерти художника) был принят закон об отмене бессрочных (вечных) захоронений и был введен максимальный срок - 50 лет, то есть могила Давида тут же стала просроченной. Нашелся меценат, который оплатил следующие 50 лет, но он сам умер раньше и владение могилой перешло к одной организации. Но и это не все.
В 1989 году Фредди Тилеманс (которого многие из вас помнят, как мэра Брюсселя), бывший тогда ешевеном по Искусству, так впечатлился падением Берлинской стены, что предложил вернуть Франции прах Давида. Мол, к 200-летию Французской революции и раз во всей Европе восторжествовали идеи этой революции, то было бы символично наконец похоронить Давида на кладбище Пер-Лашез. И пока в Париже прикидывали как провести эту церемонию, в Брюсселе разгорелась нешуточная полемика. Первой воспротивилась организация, которая после смерти мецената занималась могилой художника (могила, к тому же, была вскрыта мэром, чтобы посмотреть, а если что возвращать). Коллеги из муниципалитета, тоже высказались против :"То что эта позорная стена, наконец, разрушена, еще не означает, что нас должны лишить НАШЕГО достояния!". К тому моменту, как стало окончательно ясно, что все, кроме Фредди Тилеманса и мэра, против, французы решили организационные вопросы и прислали за прахом Давида гроб. Полемика перешла на другой уровень и вспыхнула с новой силой. Пока граждане следили за ней по публикациям ( Останется ли гроб Давида пустым? Вы за или против передачи праха Давида?... требует вернуть сердце Давида в Брюссель. Вам Давида с фритами или без?- это все заголовки статей из архива Le Soir), вопрос был решен (по слухам на самом высоком уровне) : Франции был передан прах другого изгнанника, с условием больше к вопросу о прахе Давида не возвращаться. Могила Давида была классифицирована, как памятник охраняемый государством.





Posts from This Journal by “доски” Tag

  • В каком из двух?

    Казалось бы мемориальные доски - скучнейшая тема. Только не в Брюсселе. Помните Бодлеровскую? Ну а эта, в честь Жюля Анспаха (заточителя Сенны…

  • Отомстили.

    Хорошо, что Пушкин, которому вчера 216 лет стукнуло, ничего плохого не писал про бельгийцев. Скорее всего он про них вообще ничего не писал, но…

  • Байрон в Брюсселе и дороги.

    Лорд Байрон провел в Брюсселе чуть больше недели в апреле 1816 года. Он только что навсегда уехал из Англии из-за травли, вызванной разводом с женой…


Вот спасибо за такой интересный пост!
Несколько лет очень плотно изучала ВФР :) Приятно встретить знакомые имена:)

Очень рада, что интересно!

Вот она польза общественных обсуждений!

А никакого общественного обсуждения не было.
Так же как сейчас с пешеходной зоной. Le Soir задним числом проводит типа опрос общественного мнения, но это ни на что,кроме трафика журнала не влияет.

надо же как любопытно. А я к давиду почему-то равнодушен. Я должне был бы видеть по крайней мере две из описываемых тобой картин, но... не помню. Даже странно.

Ну да, Смерть Сократа в Нью -Йорке и Смерть Марата в Брюсселе, ты мог видеть:)
Я лично вообще равнодушна, чтобы не сказать не люблю, к сюжетным композициям вообще, а в стиле классицизма особенно, так что меня не удивляет, что их не помнишь.

Спасибо, Лейла, очень интересно.


Я сама под впечатлением от обнаруженной в архивах Le Soir полемики - такая фактура брюссельской жизни:)

Edited at 2017-03-24 11:14 pm (UTC)

Надо же, а я и не знала, что вокург праха Давида такой скандал разгорелся...

Это было в 1989-1993 годах в Бельгии, когда и в России и Германии много чего было гораздо более заметного:)
Я бы сама не узнала, если бы меня не зацепил текст мемориальной доски, и по ходу написания поста я бы не обнаружила это досье Давида в архивах Le Soir.

ужасно интересно

Да уж...
"Жизнь" после смерти...

очень интересно
спасибо

Всегда пожалуйста!

Очень интересно.
Спасибо, Лейла.
Я буквально только что посмотрела фильм ВВС про Давида.
И тут ваша статья как дополнение.

А как фильм называется?

Давид, как форменный зануда классицист, всегда писал обнаженную модель, потом пририсовывал одежду. Поэтому нагота мальчика на незаконченной картине может говорить лишь о том, что к4артина не закончена.

Да, про это я в курсе.
Тем не менее, цитирую фр Вики:
Dominique Fernandez, dans Le Rapt de Ganymède (1989) en fait un des témoignages majeurs du nu masculin homosexuel à prétexte héroïque dans l'art néoclassique, aux côtés des Funérailles de Patrocle et de La Douleur d'Andromaque.

Кого сдали французам вместо Давида?

Марка Вадье (1736 – 1828) , который по тому же закону о подавших голос за смерть короля, был вынужден уехать в 1816 году и тоже жил и умер в Брюсселе, правда прожил до 93 лет.

Edited at 2016-03-04 04:32 pm (UTC)

А кого Франции-то отдали?

Захватывающая история со счастливым концом!спасибо,лейла,за нее!

А чем этот конец счастливый? Неужели, похороны Давида на родине были бы менее счастливым концом?

однако, История ....

Какая увлекательная история! спасибо большое!)

Всегда пожалуйста!

?

Log in

No account? Create an account