?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Жак-Луи Давид и смерть.
bruxelloise_ru
_MG_6844.jpeg

На фотографии - мемориальная доска, посвященная мэтру классицизма живописцу Жаку-Луи Давиду, на неоклассическом особняке, расположенном за театром Моннэ. И хотя эта доска висит на балконе второго этажа, все же на ней можно прочесть:
Французский художник
Луи Давид

умер в этом доме
29 декабря 1825 года

Непосвященый прохожий может подумать, что Давид только умер в этом доме. Но нет, он прожил в нем около 10 лет, и в нем же находилась его мастерская. Видимо авторы надписи выделили именно смерть Давида , как основное.
Действительно, изображение смертного часа занимало значительное место в творчестве художника. Не случайно, одна из самых известных его картин -- "Смерть Марата". Кроме того, в Брюсселе он был в изгнании, как депутат Конвента, проголосовавший за смерть короля Людовика XVI. Из-за голоса отданного за смерть короля его не позволили и похоронить в Париже, и Давид и после смерти остался в Брюсселе.



Смерть Сократа (1787), New York, Metropolitan Museum of Art.
Сюжет этой картины, заказанной Давиду в 1786 году, был в моде с тех пор, как его порекомендовал художникам Дидро. В 1762 тема Смерть Сократа была предложена для Римского конкурса. Да и на салоне 1787 года, где Давид выставлял эту картину, была еще одна Смерть Сократа, другого художника. И Давид победил в этом негласном соревновании.
Картина находится в собрании музея Метрополитен (Нью-Йорк) и во французской википедии входит в список самых известных произведений художника.


Потом Давид активно участвовал в революционных событиях, был избран в Конвент, где голосовал за смерть короля. Один из членов Конвента, Мишель Лепелетье, так же голосовавший за казнь Людовика XVI, был за это убит. И Давид с картины, изображающей Лепелетье на смертном одре, начал серию картин о мучениках революции.




Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре, гравюра А.Девожа с картины Луи Лавида.

Эта картина и Смерть Марата выставлялись в Конвенте, после чего вернулись к художнику, который взял их с собой в изгнание. После смерти Давида его сын забрал ее в Париж, где она была выкуплена дочерью Лепелетье, Сюзанной и уничтожена. Сюзанна не разделяла революционных взглядов отца и стремилась истребить все напоминания о нем, как о мученике революции. Это ей почти удалось, но осталась гравюра ученика Давида.

030620152041.jpeg
Ну смерть Марата, 1793 года все знают. Написана была практически сразу после его убийства. Привезена была художником в изгнание и подарена Брюсселю.
Третьей картиной из цикла о мучениках должна была стать Смерть юного Бара, но она осталось незаконченой:

170420141402.jpeg
Смерть юного Бара.1793. Жак Луи Давид

Тринадцатилетний барабанщик Жозеф Бара был убит в битве с вандейскими повстанцами. Робеспьер произнес в Конвенте пламенную речь об этом герое революции и Давиду было поручено изобразить его смерть уже обросшую легендами. Но картина Давида не была закончена, и другие художники справились с этой задачей лучше.
Если нагота Марата, понятна, он в ванне, обнаженное тело Лепелетье задрапировано на античный лад, то почему Давид нарисовал юного барабанщика совершенно голым не слишком ясно и даже некоторым подозрительно. Поэтому картина висит в музее Авиньона ( где я на нее наткнулась и сфотографировала), а не в Париже, как например вот эта:


Jean-Joseph Weerts (1847-1927) - Musée d'Orsay, Paris

Что касается смерти самого Давида, то в ней самым сюжетообразующим, надо отдать должное создателям доски, действительно оказалось место и время. Место в широком смысле - в Брюсселе, и время - Реставрация монархии во Франции. Поэтому похоронить Давида в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез, как хотел его сын, не разрешили. Парижу досталось только сердце художника, которое его сын привез, никого не спрашивая. А у Давида и в Брюсселе были ученики и почитатели, которые собрали средства на памятник и вечную концессию.




И на этом казалось, можно было бы поставить точку. Но нет.
В 1971 году (через 146 лет после смерти Давида) в Бельгии (которая образовалась уже после смерти художника) был принят закон об отмене бессрочных (вечных) захоронений и был введен максимальный срок - 50 лет, то есть могила Давида тут же стала просроченной. Нашелся меценат, который оплатил следующие 50 лет, но он сам умер раньше и владение могилой перешло к одной организации. Но и это не все.
В 1989 году Фредди Тилеманс (которого многие из вас помнят, как мэра Брюсселя), бывший тогда ешевеном по Искусству, так впечатлился падением Берлинской стены, что предложил вернуть Франции прах Давида. Мол, к 200-летию Французской революции и раз во всей Европе восторжествовали идеи этой революции, то было бы символично наконец похоронить Давида на кладбище Пер-Лашез. И пока в Париже прикидывали как провести эту церемонию, в Брюсселе разгорелась нешуточная полемика. Первой воспротивилась организация, которая после смерти мецената занималась могилой художника (могила, к тому же, была вскрыта мэром, чтобы посмотреть, а если что возвращать). Коллеги из муниципалитета, тоже высказались против :"То что эта позорная стена, наконец, разрушена, еще не означает, что нас должны лишить НАШЕГО достояния!". К тому моменту, как стало окончательно ясно, что все, кроме Фредди Тилеманса и мэра, против, французы решили организационные вопросы и прислали за прахом Давида гроб. Полемика перешла на другой уровень и вспыхнула с новой силой. Пока граждане следили за ней по публикациям ( Останется ли гроб Давида пустым? Вы за или против передачи праха Давида?... требует вернуть сердце Давида в Брюссель. Вам Давида с фритами или без?- это все заголовки статей из архива Le Soir), вопрос был решен (по слухам на самом высоком уровне) : Франции был передан прах другого изгнанника, с условием больше к вопросу о прахе Давида не возвращаться. Могила Давида была классифицирована, как памятник охраняемый государством.





Posts from This Journal by “доски” Tag

  • В каком из двух?

    Казалось бы мемориальные доски - скучнейшая тема. Только не в Брюсселе. Помните Бодлеровскую? Ну а эта, в честь Жюля Анспаха (заточителя Сенны…

  • Отомстили.

    Хорошо, что Пушкин, которому вчера 216 лет стукнуло, ничего плохого не писал про бельгийцев. Скорее всего он про них вообще ничего не писал, но…

  • Байрон в Брюсселе и дороги.

    Лорд Байрон провел в Брюсселе чуть больше недели в апреле 1816 года. Он только что навсегда уехал из Англии из-за травли, вызванной разводом с женой…


  • 1
А никакого общественного обсуждения не было.
Так же как сейчас с пешеходной зоной. Le Soir задним числом проводит типа опрос общественного мнения, но это ни на что,кроме трафика журнала не влияет.

Да, неправильно выразился. Но все равно, все хорошо, что хорошо кончается

А с пешеходной зоной я не понимаю, с чего вдруг ее сделали? Там же ничего такого, чтобы она была нужна, нету

По-моему никто ( кроме организаторов) не знает зачем она была нужна, а они с народом не поделились.

  • 1