Их Королевское Высочество Принцесса Бельгийская Стефани, Графиня Лоньяи
Неожиданным результатом поездки в Книжную деревню стало пополнение моей коллекции открыток. Вот и этот фотопортрет принцессы Стефани оттуда. Уверена, что у жителей Брюсселя первая ассоциация с этим именем - закрытие в феврале этого года туннеля Стефани на неопределенно долгий срок, что мало того что осложнило движение по авеню Луиза, но и было первым в серии закрытий туннелей по всему городу. Но история, которую я вам хочу рассказать в связи с этой открыткой, конечно не о транспортных проблемах, а об истории одного архива.
У Леопольда II было три дочери: старшая Луиза (родилась в 1858 году), средняя Стефани ( родилась 1864 году) и младшая - Клементина (1872 года рождения). На год позже Луизы родился сын Леопольд, но в 10 лет он умер, и младшая дочь родилась в результате попытки королевской четы все-таки обзавестись наследником (в Бельгии салический закон был отменен только в 90-ых годах прошлого века). Поэтому между Луизой и Клементиной 14 лет разницы, и они фактически не общались, когда старшая была выдана замуж и уехала в Вену, младшая была совсем малышкой. А вот Стефани успела привязаться к младшей сестренке до того, как став женой австрийского наследника Родольфа, в свую очередь уехала в Вену.
Если описывать сестер и их судьбы очень широкими мазками, то Луиза была самая яркая, активно выступавшая против отца, условностей и прочее, но и самая пустая и в конечном счете самая житейски неблагополучная. Клементина была самая благоразумная, и видимо единственная унаследовала от отца и деда способность мало помалу, не мытьем так катаньем, без шума и скандалов добиваться своего. В результате она лучше всех сестер преуспела сначала, как дочь (Леопольд II, заметив в ней личность, предоставил ей свободу, которой не было не только у ее сестер, но и вообще у принцесс того времени), как бельгийская принцесса, заменяя свою мать при дворе отца (в Брюсселе ее звали маленькая королева), а потом и как женщина (икона стиля в начале прошлого века), и как жена (ее поздний брак с принцем Наполеоном был счастливым, но не был мезальянсом) и мать (выйдя замуж в 38 лет, она родила дочь и сына, и умирала в окружении любящих детей и внуков, которых на тот момент было 11).
Стефани же и по так сказать повадкам (да простят меня за это слово) и по жизненным достижениям - всегда между сестрами, в чем-то ближе к одной, в чем-то ближе к другой. В ней не было ни яркости, ни бунтарства Луизы, но она поддержала оба ее судебных демарша : против отца по поводу наследства матери (чего он ей никогда не простил) и против Бельгии по поводу наследства отца. (Что по иронии судьбы привело к исполнению воли Леопольда II, чтобы сестрам не досталось ничего, кроме того, что он сам унаследовал от родителей с процентами, и никаких конголезских богатств. Клементина была уверена, что реши они дело полюбовно, без суда, им бы всем досталось гораздо больше (т.к. по другим пунктам завещания бельгийское государство отнюдь не стало следовать воле короля, да и проценты можно по разному посчитать), но не смогла убедить в этом сестер.)
Брак с Рудольфом, который казалось бы сулил шестнадцатилетней Стефани блестящее будущее, обернулся невозможностью родить наследника Империи и трагедией в Майерлинге. Оставшись вдовой в 24 года, в 35 лет, оставив их единственную с Рудольфом дочь свекру , императору Францу Иосифу, Стефания вышла за венгерского графа Лоньяи. Во втором браке у нее не могло быть детей, после рождения дочери она стала бесплодна из-за гонореи, которой ее заразил Рудольф. Этот брак был счастливым, хотя и дочь и Леопольд II (которому она просто ничего не сказала, боясь его реакции) перестали с ней общаться. Забавно, что в 1934 году она лишила свою дочь наследства, когда та бросила своего мужа-князя и четырех детей и сошлась с социал-демократом.
В общем это ее "между старшей и младшей сестрой" не назовешь золотой серединой. Но глядя на открытку, где Стефания уже графиня Лоньяи, но выглядит молодой и красивой, подумалось мне, что и она могла быть в чем-то самой среди сестер (мягкой, любящей, искренней или набожной, например). И еще мне почудилось в ее взгляде что-то вроде: "Я все делаю так, как считаю нужным". И тут самое время вспомнить про архив. Стефания и Клементина больше полувека переписывались. И все письма младшей сестры, даже те которые Клементина ее просила сжечь, она сохранила в своем архиве. Более 600 писем, полученные в разных концах света (овдовев , Стефани много путешествовала), пережили и переезд из Вены в имение Oroszvar в Словакии, где супруги жили до 1945 года, и даже приход Советской армии. Сама графская пара укрылась в аббатстве Паннонхальма в Венгрии. Архив тоже был туда перевезен графом на грузовике, предоставленном столь пугавшими их "русскими." Стефания в этом монастыре и умерла в конце лета 1945 года (в возрасте 81 года), а письма сохранились, в копиях с ними можно ознакомиться в королевском архиве Бельгии.