bruxelloise_ru (bruxelloise_ru) wrote,
bruxelloise_ru
bruxelloise_ru

Categories:

Черный ход .

_MG_4450.jpeg
Интерес к этой теме возник у меня в результате знакомства с домом на фотографии, построенным В.Орта по заказу Ж.Депре в 1896 году. Вернее на фотографии его современный вид, а он к сожалению был значительно перестроен в 1910 году. В частности исчез этот самый черный ход, справа от парадного, на фасаде слева. Раньше именно там был главный вход.
jj0716.jpeg
Вот как это выглядело до перестройки. исчезли очень интересные окна и служебный вход , который был объединен с главным линией в камне.

_MG_4451.jpeg
Теперь эта линия обрублена.
_MG_4452.jpeg
И вместо двери , два скучных окна.
Вот глядя на старую фотографию с исчезнувшей дверью, я задумалась, почему она справа от господского входа. В этом конкретном случае не ошибешься, сразу ясно, какая для кого, но все-таки существовала ли традиция на этот счет, или это выбор Орта, и чем именно он продиктован. Не могу сказать, что я нашла ответы на все эти вопросы, но посещая интерьеры на последней биннале Ар-нуво, обращала внимание на разделение пространства на господскую и служебную части.

На большей части домов В.Орта вход один, без отдельного служебного, что для узкого фасада (7м) кажется совершенно естественным. А вот дальше сразу идет разделение. Как правило и службы и соответственно служебная лестница - справа. Например в Доме Тассела (1893), сразу после входа налево - дверь прихожей для гостей, а направо - дверь комнаты для разговоров (парлеруар) с теми, кто таковыми не является. Из парлеруара же можно попасть на служебную - черную лестницу. Забавно, что если верить экскурсоводу, студенты приравнивались к персоналу и торговцам. То есть профессор Тассел их не принимал у себя в кабинете, а разговаривал с ними в парлеруаре. Практически во всех интерьерах Орта, мне знакомых, служебный вход и лестница справа от главного входа и парадной лестницы. Но все же такого железного правила мне кажется нет. Совсем все иначе, например, в особняке Солвей. Главный вход расположен на въезде во двор и ось главной лестницы параллельна главному фасаду ( вдоль авеню Луиза). Все службы, кухня и столовая персонала находятся вдоль заднего фасада, смотрящего во двор. Часть персонала жила в квартирих над конюшнями, то есть в отдельном здании, но выходящем во двор. То есть служебная лестница была слева от главной и наверное был черный ход со двора.

Еще эта исчезнувшая дверь заставила меня задуматься о том, как этот вопрос решался в России. В языке остались прадный подъезд (значит был и не парадный), черный ход, черная лестница, но как это решалось архитектурно? Мне всегда казалось, что черный ход, как запасной выход, где-то сзади, со двора. Было ли так, что парадный вход и черный располагались рядышком на одном фасаде? Кто-нибудь знает такие примеры?
Tags: Брюссель, В.Орта, арт-нуво, архитектура, модерн
Subscribe

Posts from This Journal “арт-нуво” Tag

  • Особняк "Преступного счастья".

    Чаще всего его называют домом, замком, особняком Делюн, по имени архитектора , построившего его в 1904 году. Делюнов было много , 4 брата…

  • Саморекламы пост.

    Трипстер опубликовал мою экскурсию (три маршрута на выбор) Ар-нуво Брюсселя. текст можно посмотреть по ссылке. Как вам?

  • Посоветоваться

    Отправила в Трипстер экскурсию по ар-нуво (она еще на модерировании). У меня впечатление, что текст анонса потенциальные заказчики не особенно…

  • Знакомьтесь - архитектор Поль Виззавона.

    Я уже знакомила вас с архитектором П.Виззавона, аж в трех постах весной 2012 года (ссылки внизу и там есть на что посмотреть), но этот дом, вернее…

  • Осень, декроттуары, шоколад.

    Как хорошо иногда просто погулять по городу, я конечно не без задач гуляла, но здесь не о них, здесь о том, что неожиданно попалось. Освоила…

  • BANAD 2019.

    1.1 Витражное окно на двери одного из домов архитектора П. Виззавона. Фестиваль брюссельского ар-нуво и ар-деко (БАНАД), сменивший в 2017 году…

  • Париж: архитектурная керамика ар-нуво.

    Как и обещала, заключительный пост об ар-нуво Пирижа будет посвящен архитектурной керамике. На мой взгляд именно керамика в первую очередь отличает…

  • Каллы и чертополох.

    1.1 Дом с каллами (33 rue du Champs de Mars) архитектора Луи-Октава Ракена - исключительно цельный пример парижского ар-нуво. И каменный и…

  • Два дома архитектора Лавиротта.

    1.1 Подпись архитектора Лавиротта на доходном доме авеню Рапп (29, avenue Rapp). Жюль Лавиротт еще один архитектор Ар-нуво в Париже. Пожалуй, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments