?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Черный ход .
bruxelloise_ru
_MG_4450.jpeg
Интерес к этой теме возник у меня в результате знакомства с домом на фотографии, построенным В.Орта по заказу Ж.Депре в 1896 году. Вернее на фотографии его современный вид, а он к сожалению был значительно перестроен в 1910 году. В частности исчез этот самый черный ход, справа от парадного, на фасаде слева. Раньше именно там был главный вход.
jj0716.jpeg
Вот как это выглядело до перестройки. исчезли очень интересные окна и служебный вход , который был объединен с главным линией в камне.

_MG_4451.jpeg
Теперь эта линия обрублена.
_MG_4452.jpeg
И вместо двери , два скучных окна.
Вот глядя на старую фотографию с исчезнувшей дверью, я задумалась, почему она справа от господского входа. В этом конкретном случае не ошибешься, сразу ясно, какая для кого, но все-таки существовала ли традиция на этот счет, или это выбор Орта, и чем именно он продиктован. Не могу сказать, что я нашла ответы на все эти вопросы, но посещая интерьеры на последней биннале Ар-нуво, обращала внимание на разделение пространства на господскую и служебную части.

На большей части домов В.Орта вход один, без отдельного служебного, что для узкого фасада (7м) кажется совершенно естественным. А вот дальше сразу идет разделение. Как правило и службы и соответственно служебная лестница - справа. Например в Доме Тассела (1893), сразу после входа налево - дверь прихожей для гостей, а направо - дверь комнаты для разговоров (парлеруар) с теми, кто таковыми не является. Из парлеруара же можно попасть на служебную - черную лестницу. Забавно, что если верить экскурсоводу, студенты приравнивались к персоналу и торговцам. То есть профессор Тассел их не принимал у себя в кабинете, а разговаривал с ними в парлеруаре. Практически во всех интерьерах Орта, мне знакомых, служебный вход и лестница справа от главного входа и парадной лестницы. Но все же такого железного правила мне кажется нет. Совсем все иначе, например, в особняке Солвей. Главный вход расположен на въезде во двор и ось главной лестницы параллельна главному фасаду ( вдоль авеню Луиза). Все службы, кухня и столовая персонала находятся вдоль заднего фасада, смотрящего во двор. Часть персонала жила в квартирих над конюшнями, то есть в отдельном здании, но выходящем во двор. То есть служебная лестница была слева от главной и наверное был черный ход со двора.

Еще эта исчезнувшая дверь заставила меня задуматься о том, как этот вопрос решался в России. В языке остались прадный подъезд (значит был и не парадный), черный ход, черная лестница, но как это решалось архитектурно? Мне всегда казалось, что черный ход, как запасной выход, где-то сзади, со двора. Было ли так, что парадный вход и черный располагались рядышком на одном фасаде? Кто-нибудь знает такие примеры?

Posts from This Journal by “арт-нуво” Tag

  • Знакомьтесь - архитектор Гектор Гимар! (2)

    После явного успеха Кастель Беранже Гимар получает много заказов на постройку вилл (не в Париже), большая часть из которых не сохранилась. Кроме…

  • Знакомьтесь - архитектор Гектор Гимар!

    1.Знакомство с Гектором Гимаром логично начинать с Замка Беранже, на котором впервые обнаружился "стиль Гимар". Мне давно хотелось рассмотреть и…

  • Брюссель на букву С.

    Брюссель в 1868 году на картине Ван Мура, уже столица Бельгии, еще столица Брабанта и еще с Сенной. СТОЛИЦА не без НО. Брюссель давняя и…

  • Краткое содержание 2017 года.

    И в этом году решила подвести итоги ЖЖ-года по темам. Всего я написала 80 постов. Итак избранное (25): О Брюсселе : Японская пагода в…

  • Брюссель на букву А.

    АТОМИУМ Один из символов Брюсселя (где ничего не бывает по одному) Атомиум был построен к международной выставке 1958 года. Выставке (безусловно…

  • В гостях у Урсулинок.

    специально для OdnovrЕmennO В воскресенье ездили в Wavre-Notre-Dame ради зимнего сада Урсулинок, место это в 10 км от Мехелена. Зимний…

  • Фестиваль БАНАД 2.

    Начало 1.1 Во второй день у меня тоже было 4 визита-экскурсии, все они имели отношение к ар-нуво, но запомнились не только этим. Особенно…

  • Фестиваль БАНАД.

    Прошел первый уикенд (11-12 марта) фестиваля БАНАД (Брюссельского Ар-Нуво и Ар-Деко), который теперь вместо биеннале и будет каждый год весной, а…

  • Школа Нанси: стекло.

    В Нанси есть два места, где можно посмотреть вазы: подвальный этаж музея Изящных искусств ( пляс Станислас), посвященный продукции стекольной…


  • 1
В особняке Рябушинского четко два входа - парадный с улицы, для "господ", с маленькой уютной прихожей и черный со двора, где сейчас вход в музей. Если правильно помню, то где-то там, до переделки под Горького, располагалась кухня.

Все-таки со двора, а не рядышком.

Было развитие жилого дома.До середины 19 века были дома в один корпус, в бельэтаже квартира хозяина или дорогая для аренды
Выше - дешевые
Тут лестницы на первый этаж еще были достаточно парадные. С развитием строительства доходных домов появились многокорпусные дома, чем дальше от улицы, тем дешевле жилье. В квартире одна лестница господская, в другом конце квартиры для прислуги, по ней таскали дрова. Есть редкие планировки, когда две лестницы рядом и разделены перегородкой с окнами, рядом с нами есть такой дом.


Спасибо! Вот такого, когда две лестницы рядом, разделены перегородкой, никогда не видела.

Не могу припомнить такого, чтобы так близко к парадному входу..

Да и здесь, я другого такого случая не знаю. Но много, когда вход вообще один, но потом лестницы разные.

Когда мы жили в старом доме в Сокольниках, черный ход был рядом с кухней, с противоположной стороны "парадного" фасада.

То есть он был на парадном фасаде , но далеко от парадного входа, правильно я поняла? А он был на правом или левом конце фасада? Тоже любопытно.

черный вход со двора был, если парадный вход с улицы
но, при особенностях питерской застройки, квартиры могли располагаться и во дворах, тогда, черный вход мог быть и справа, и слева

Первый раз вижу такое оригинальное решение.
В России видела только такие дома, где черный вход был практически во дворе, с другой стороны дома.

Здесь часто на одном и том же фасаде, но на разных уровнях, так как во двор ,только из дома можно попасть.

Очень интересно. Что ж их все и везде тянет перестраивать...

Мне кажется, сменился хозяин в 1910 и перестроил с достройкой, причем других архитекторов позвал не Орту. Хорошо, что не снесли хоть.

В Москве и Питере черный ход со двора делался. Я не знаю ни одного здания в Москве где бы он был рядом.

Ну у меня такое же ощущение было, но там Маша написала, что если парадный вход тоже со двора, то они рядом были ( в Питере)

  • 1