?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Отечество нам Царское село.
bruxelloise_ru
_MG_6041.jpeg
Есть старое лицейское предание, что еще при Энгельгардте был возле Лицея поставлен дерновый памятник кубической формы с белой мраморной доской: на доске золотыми буквами вырезана была надпись Genio loci — т. е. гению-хранителю. Имя Пушкина как-то само собой приурочилось потом к этому местному памятнику, и царскосельские лицеисты окружали свой палладиум благоговением. Прошло без малого 30 лет, Лицей перевели в Петербург, и куда девался памятник, я не знаю. Но истинный гений-хранитель наших садов не мог их покинуть, и вчера мы положили первый камень для его царскосельского памятника. Под резцом художника образ поэта уже воплотился, и скоро, молодой и задумчивый от наплыва еще неясных творческих мыслей, Пушкин снова будет глядеть на свои любимые сады, а мы, любуясь им, с нежной гордостью повторять:Он между нами жил.(Анненский - Пушкин и Царское Село)
Есть вещи к которым мы привыкаем и они нам не кажутся более ни странными, ни необычными. Между тем, много ли вы знаете городов с монаршей резиденцией, названных именем поэта, учившегося там в лицее? Много ли вы знаете учебных заведений, расположенных во дворцовых флигелях?
У Александра I не было детей, наследовать ему должны были младшие братья. Основывая лицей -- кузницу новых государственных людей по замыслу М.Сперанского -- практически во дворце, Император предполагал обучать там и братьев. Но не сложилось, зато в первый же лицейский выпуск попал Пушкин.

Теперь невозможно себе представить ни Пушкина без Царскосельского лицея, ни Царского села без Пушкина. Под своим отечеством он несомненно подразумевал не только Лицей, но и Царскосельские сады и памятники. Обилие цитат из романа "Пушкин" Тынянова объясняется моей нежной любовью к этому произведению, сила художественного слова которого такова, что я с ним сверяю нафотографированную действительность, а не наоборот.

_MG_6072.jpeg
Вид на Царское село. (экспонат музея Лицей)
_MG_5810.jpeg
Екатерининский дворец. Слева виден фрейлинский корпус, соединенный аркой-галереей с лицейским корпусом. Ни арки, ни Лицея, разумеется, на этой фотографии не видно, они строго за фрейлинским крылом. Но зато понятно, что пожар, начавшийся на крыше церкви и перекинувшийся на фрейлинский корпус, спалил и Лицей, так как все беспокоились о спасении собственно дворца.

_MG_6077.jpeg
В лицее все время всех ранжировали по успеваемости, и по каждому предмету, и в среднем по окончании, как в этом списке лицеистов 1811-1817 года (половина с Пушкиным).
Этот список сущи бредни
Кто тут первый, кто последний
Все нули, все нули,
Ай люли, люли, люли!
(национальная песня лицеистов)

Когда они ее сочиняли, им я думаю не могло прийти в голову, что Пушкин, который среди последних, станет "нашим всем". Впрочем, того, что Горчаков станет действительно выдающимся государственным деятелем (из всех государственных наград, полученных всеми лицеистами всех лет существования лицея - целая треть его, Горчакова), им тоже было неведомо. Но написали, как будто в воду глядели. Действительно: кто тут первый, кто последний?

_MG_6045.jpeg
Главный зал (реконструкция; оригинал сгорел в середине 19 века), в котором проходила и церемония открытия Лицея, и все остальные торжественные мероприятия. Именно здесь "старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил".


У Репина есть картина на этот сюжет, но словесная картина Тынянова мне кажется гораздо убедительней, даже во фрагменте:
Потом звонкий голос раздался. Он вгляделся. Голос был звонкий, прерывчатый, гибкий, словно какую-то птицу занесло сюда ветром. Он стал шарить, беспокойно ища лорнет. Не было лорнета. И этот голос вдруг сказал ему, и никому другому:
– Воспоминания в Царском Селе.
Он вдруг задрожал, повторяя отвислыми, грубыми, солдатскими губами, без звука, без голоса, эти слова. Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него. Зрение давно стало его предавать, но он все же видел его как бы в тумане: у школяра глаза были быстрые, горячие. Так никто не читал стихов: подвывая, на пресечениях медля. Так только музыканты играли. И, как слушая Бахову музыку, он протянул, не обращая внимания ни на кого и вполне от всех отрешась, указательный палец, жилистый, старый, и еле заметно стал отмечать такту. Он слушал воспоминания этого птенца, которому еще нечего было вспоминать, но который вспомнил все за него в этом саду: и старые победы и новые.<..>
Когда Александр кончил, только некоторые смотрели на него: большая часть смотрела на Державина.
Старик, костлявый, согнутый в три погибели, все выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в бессмысленном старом восторге, который из сидящих здесь помнил только старик Салтыков. Слезы текли по его морщинистому грубому лицу. Вдруг он с неожиданною легкостью отодвинул кресла и выбежал, чтоб обнять чтеца.
Он не нашел никого: Александр убежал.

_MG_6048.jpeg
Длинная классная комната, где занимались фехтованием, одной из немногих дисциплин, где Пушкин был в числе первых.
Зато Александр любил фехтовать. Проволочные маски, рапиры, тяжелые перчатки – здесь Броглио мог и не устоять...... – Дьявол тоже небольшого роста, господа, – говорил довольный Вальвиль, – тут рост не имеет значения. Почему Пушкин хорошо фехтует? – спрашивал он. – Никто не знает? Тогда я объясню: он бьется всерьез, как в настоящей дуэли.(Тынянов. Пушкин)

_MG_6050.jpeg
Главная учебная аудитория. Ровно 30 парт. Постоянных мест у лицеистов не было. Рассаживали их на каждом занятии согласно успеваемости, первых - впереди, последних - позади. Если верить Тынянову, был еще черный стол, для провинившихся.

_MG_6051.jpeg
Мы будем сегодня читать поэзию Жана-Батиста Руссо, чтобы несколько облагородить вашу память. Следите за мною. Броглио ненавидит труд – он в хвосте всего класса. Небрежность! Лень Данзаса! У Дельвига – добрая воля, но он не знает слов! Горчаков – первый ученик, но суетность! Корсаков уверен, что много знает. Самодовольство! Пушкин, полагаясь всецело на свою память, вовсе перестал учиться.( Тынянов. Пушкин)

_MG_6055.jpeg
Что-то вроде ведомости, где Пушкин по успеваемости 26 из 29. Интересно, что система оценок представляет собой гибрид современных немецкой и французской. Высший бал - 1, 2 -хороший , самый плохой - 4. Но еще хуже 0 - абсолютное отсутствие знаний (это от французов, все нули, все нули ). Пушкин в среднем был один из худших, но это в среднем. Все-таки у него здесь три 1, но и нулей не меньше. Силен он был в русской и французской словесности и фехтовании.

_MG_6052.jpeg
Парты в главной аудитории.

_MG_6053.jpeg
Потолок главной аудитории.

_MG_6054.jpeg
Физический кабинет.

_MG_6058.jpeg
В кабинете для рисования выставлены копии рисунков Пушкина. Жалко, что не Данзаса, который в рисовании был сильнее всех.

_MG_6059.jpeg
Рисовал Александр Пушкин.

_MG_6061.jpeg
к себе наверх, в четвертый этаж, и расходились по своим кельям, носившим каждая свой нумер. Нумер Александра был – четырнадцатый; рядом, за дощатой перегородкой, тихонько посвистывал нумер пятнадцатый: Пущин. Его уже прозвали по-французски Jeannot после одного французского урока.
Они жили во дворце, во флигеле, их комнаты были расположены рядом, и в каждой стояло то же бюро, или, как называл его дядька Матвей, конторка, тот же комод и железная кровать, из-под которой выглядывали те же ночные туфли; и полутемные переходы, сводчатые потолки, крадущийся у дверей надзиратель, у которого глаза были пронзительные, а обличье монашеское, – все иногда ему казалось монастырем иезуитов, в который он так и не попал..
( Тынянов. Пушкин)

_MG_6060.jpeg
"Келья" Пушкина по правой стороне.
_MG_6067.jpeg
Очень узкая, одна из самых узких, в ширину - только конторка и узкое же окно ( смотрящее на фрейлинский корпус дворца)
_MG_6068.jpeg
Пушкинская "келья".
_MG_6069.jpeg
Над дверью № 14 Александр Пушкин. В двери окошко с решеткой (для надзирателей) до половины по высоте занавешено. Справа не стена, а скорее перегородка, за ней комната Пущина, с которым можно было переговариваться.

_MG_5824.jpeg
Простой, дикий памятник стоял здесь серою скалою, носы кораблей торчали во все стороны, напоминая о море. Только когда озеро замерзло, они подошли к самому памятнику и прочли надпись на медной доске. Надпись была длинная, как все вообще старые надписи, которые отливались в бронзе и высекались на камне, с многословием и повторениями дедовских разговоров. Это была память морской победы, которую Федор Орлов одержал некогда у Мореи.
_MG_6079.jpeg

У него было теперь любимое место в лицее: там он прятался от Пилецкого, туда внезапно скрывался. Это была галерея, соединявшая лицей с фрейлинским флигелем: арка висела над дорогою. В галерее наконец устроили библиотеку, и там выдавались им книги, по большей части скучные: история крестовых походов, путешествия по Нилу, Вольтера – только история Карла XII. Но он полюбил скучные книги.
_MG_5791.jpeg
Домики Китайской деревни, в части которых жил Карамзин будучи историографом Александра I
Они подошли к этим домикам, таким холодным, таким необитаемым, точно в них никогда и нельзя было представить ничего живого. Со странным чувством смотрел историк на Китайскую Деревню, в которой был обречен жить этим летом. Он постригся в историки, – сказал о нем Петруша Вяземский, но иноки не живали в таких нарядных, таких холодных беседках.
_MG_5789.jpeg
_MG_5812.jpeg
Не раз и не два, днем и под вечер стал он приходить к Кагульскому чугуну. И прочел весь список Кагула – подробный список победных деяний, весь подробный список героев Кагула. Среди них было имя Аннибала Ивана Абрамовича, которому он обрадовался. Он прочел весь лист назавтра. В этот день он ни о чем не думал. А возвращаясь от Кагульского чугуна, вдруг засмеялся. Он не умер, не сошел с ума. Он просто засмеялся какому-то неожиданному счастью. И, пришед домой, он всю ночь писал быстро.




Posts from This Journal by “музеи” Tag

  • Музей русского импрессионизма: лето.

    Фрагмент картины Лето. В Москве сходили в Музей русского импрессионизма. Кроме постоянной экспозиции посмотрели выставку Импрессионизм в…

  • Альби - город из розового кирпича.

    В рамках флешмоба #городаивеси на букву А, рассказываю и показываю французский Альби. Город, давший название катарам (последователям катаризма)…

  • Календарь Манекен Пис III.

    ЯНВАРЬ: Этот год для Манекена , маленького фонтана XVII века , ставшего к нашему времени символом Брюсселя, был особенным. В феврале открылся…

  • Бывают странные сближенья.

    Как вы должно быть знаете Ш.Бодлер провел в Брюсселе два последних года своей жизни. Прибыл он в конце апреля 1864 года с целью поправить свои…

  • Это не пиво!

    Это не трубка. А это не пиво. Это Бланш Магритта - совместный проект Музея Изящных Искусств и пивоварни Сенны, приуроченный к 50-летию со дня…

  • Юбилейная поездка.

    Альби. Вид на собор Св.Цецилии. Мы с мужем в августе (с 11 по 18) предприняли автомобильное путешествие по Франции в честь 35-летнего юбилея…

  • Город Жанны д'Арк.

    специально для OdnovrЕmennO На этот раз Одновременные прогулки застали меня в Орлеане. Жанну д'Арк часто называют Орлеанской девой и в…

  • Брюссель в 1868 году.

    Брюссель в 1868 году, так называется эта картина Жана Батиста Ван Мура (не путать с его полным тезкой, родившимся в XVII веке) Правильный ответ…

  • Падение Икара, подушки Сони Делоне и рояль Эрика Сати.

    Восстанавливала картинки в посте 2010 года и решила, что 7 лет назад мало кто его видел, что жалко. Оригинал взят у bruxelloise_ru в…


Спасибо за прекрасную экскурсию, я когда-то там была, но с удовольствием посмотрела все еще раз.

Всегда рада:)
Я тоже первый раз в Царском селе 16 лет назад было, еще в пленочную эпоху, да и в лицее тогда не была.

уж не переехали ли вы из Брюсселя в ЦС? :)

к вопросам - а сколько мы знаем монарших резиденций, который монаршими именами названы?
но имен поэтов в топонимах я тоже не припомню

Нет, была с мужем на конференции.
Да, наверное в России более личностная топонимика.

Спасибо, Лейлочка!
Сколько раз бывала там в парках, и даже один раз на Дне города, а вот внутри музея ни разу не была.

Я тоже первый раз в Лицей попала, и надо сказать не без заминки. Заминка была связана с на мой взгляд немотивированным желанием музейных работников загнать нас в экскурсию по музею, которую к тому же пришлось бы ждать, на что у нас не было времени.

Спасибо! Интересно!

Всегда рада, Марина!

Спасибо,очень интересно.Памятник конечно Алексею а не Фёдору.

Это если и ошибка, то не моя:)

Спасибо большое, как всегда, глубоко и изящно.

Спасибо на добром слове! Очень рада вас видеть у себя!

Спасибо, Лейлочка, за экскурсию. Обалденно интересно, действительно проникаешься духом времени.

Картинка с коридором у тебя два раза пропечаталась - поправишь?

Очень рада!
Но они разные, картинки с коридором. Конечно надо было одну из них выбрать, но я не выбрала и две оставила.

Огромное удовольствие получила от Вашего поста! Спасибо! Строки из Тынянова так подходят, действительно, словесная картина даже ярче живописи. И фотографии изумительные.

Спасибо! Фотографии, как раз, на мой взгляд нуждались в подпорках изящной словесности, то есть не дотягивают:)
И о своих менее возвышенных впечатлениях я в этом посте не стала писать, а может быть напишу, это вопрос дискуссионный.

Люблю Царское Село! А вот в Лицее не была!

Я раньше тоже не была. А теперь стало интересно, и после того как сын бельгийскую школу кончил, вопросы обучения и судьбы учеников стали цеплять:)

Отечество нам Царское село.

Пользователь rama909 сослался на вашу запись в своей записи «Отечество нам Царское село.» в контексте: [...] нал взят у в Отечество нам Царское село. [...]

Как же интересно! спасибо огромное!

Спасибо, всегда рада:)

Очень интересно, спасибо большое Лейла!)
Буквально недавно мне рассказывали, что парты были стоячие, в виде конторок, а тут видно что со скамеечками)

Всегда рада!
Конторки у них в комнатах были, а в классе парты со скамьями.

а мы так и не доехали - не хватило времени
а второй раз так и не сложилось больше съездить в Спб

Там парки и дворцы роскошные!

Спасибо за репортаж!

очень они жили незамысловато))

Зато гуляли много ( для здоровья полезно)