?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Гран-плас и В.Гюго
bruxelloise_ru
_MG_1097.jpeg
Рюи Блаз (в исполнении Вольтче) убивает злодея на глазах испанской королевы.

Правильный ответ на на загадку дали
otchitchina( которая узнала актрису в фильме 1947 года) tefffi ( которая единственная написала полный ответ) и Марина seaseas. Итак кукла из загадки представляет испанскую королеву Мари Нойбургскую в пьесе В.Гюго "Рюи Блаз".

Надеюсь им всем доставит удовольствие следующая часть Литературного Брюсселя, где речь как раз пойдет об этой пьесе и ее авторе:

Гран-плас и В.Гюго

В качестве эпиграфа:
« le plus beau théâtre du monde » (самый красивый театр в мире)
Жан Кокто о Гран-плас


Архитектурный ансамбль брюссельской Гран-плас сложился в результате восстановления Нижнего города после артеллерийского обстрела французскими войсками в 1695 году. Воистину, не было бы счастья, да несчастье помогло. То есть все, кроме Ратуши и Дома короля, было построено с 1695 по 1700 год. Брюссель тогда был столицей Испанских Нидерландов, а на троне Испании - последний испанский Габсбург Карлос II. В 1700 году он умирает бездетным, начинается война за Испанское наследство между австрийскими Габсбургами и французскими Бурбонами. Но к этому времени площадь уже отстроена и Карлос II представлен на ней больше, чем кто-либо другой. Во всяком случае сейчас на Гран- плас 3 его скульптурных портрета: бюст, крайний справа на доме Брабантских герцогов, барельефный портрет на пиньоне Рожка (дома корабельщиков), и наконец его бюст в окружении символов побед испанской короны на доме булочников Испанский король (см. фото под катом). В наше время, когда каждый может прочесть в ВИКИ, что Карлос II родился инвалидом из-за близкородственных браков Габсбургов; что он стал королем в 4 года, раньше, чем научился ходить и значительно раньше, чем -- говорить; что королем и мужчиной он был только номинально, такое обилие его изображений на Гран-плас кажется почти насмешкой. Но для авторов декора на площади он был их могущественный владыка: Король Испании, Южных Нидерландов и Новых земель. И даже если кому-то в Брюсселе и было известно, что второй брак их короля в 1690 году, с молодой родственницей Австрийского дома Марией-Анной Нойбургской, так и не был консумирован, более того она одним своим присутствием вызывает у короля эпилептический приступ, то какое это может иметь отношение к декору? Очевидно никакого!

В.Гюго увидел впервые Гран-плас в августе 1837 года за несколько месяцев до написания пьесы "Рюи Блаз". Он путешествовал со второй женщиной своей жизни, актрисой (уже практически бывшей) Жюльеттой Друе, но каждый день писал письма жене с дорожными впечатлениями и заверениями любви к ней и детям. Письма эти опубликованы и из них мы знаем, что Брюссель Гюго " просто ослепил.", и что " Городская ратуша - поистине жемчужина зодчества и красотой своей может поспорить со шпилем Шартрского собора..." Эти слова часто цитируют, но он написал и про площадь:"И потом площадь которая ее (ратушу - мое прим.) окружает -- просто чудо. За исключением двух-трех домов обезображенных нововведениями, нет ни одного фасада, который бы не был датой, костюмом, строфой, шедевром. Мне хотелось бы их все зарисовать, один за другим." Восторги Гюго хорошо согласуются с современным видом Гран-плас, между тем в 1837 году она выглядела иначе: Ратуша была без скульптур и вообще все кроме шпиля, оставляло желать лучшего( ее реставрация начнется только в середине XIX века), дом короля будет реконструирован только к концу XIX века (Гюго его не увидит), а на домах гильдий санкюлотами в 1792 году были сбиты все короли и правители , тогда же гильдии были распущены и дома проданы частным лицам, которые не были озабочены сохранностью исторического облика фасадов. То есть бюстов Карлоса II Гюго тоже на Гран-плас не видел. Но действие его новой пьесы, написанной для романтического театра, "Рюи Блаз" происходит при дворе Карлоса II именно в даты постройки домов гильдий на Гран-плас. Впрочем сам король в пьесе не является действующим лицом, а его вторая жена фигурирует просто как королева Испании, без имени.
Согласно биографам Гюго, Жюльетта Друе была первой, кому он прочел эту пьесу, что дало ей надежду на исполнение роли королевы. Но этим надеждам не было суждено сбыться. Вообще, роман с Гюго не только не помог Жюльетте сделать артистическую карьеру, но и можно сказать поставил на ней крест.
Премьера пьесы прошла в ноябре 1838 года. Дерзкий сюжет, предвосхитивший сюжеты боевиков и мыльных драм (лакей - двойник вельможи, становится главой государственного совета и любовником королевы, а потом убивает злодея и умирает сам) не всем пришелся по душе. ( Роскошная история о создании Мендельсоном увертюры к "этой мерзкой пьесе" к моему сожалению никак не связывается с Гран-плас или Брюсселем). Но именно этот сюжет, на мой взгляд, обеспечил долгую жизнь пьесе.
В 1947 Жан Кокто, слова которого о Гран-плас я привела в качестве эпиграфа, адаптировал пьесу Гюго для кинофильма, написав сценарий под своего возлюбленного Жана Марэ, который сыграл и Рюи Блаза и Дона Сезара де Базана. Именно этому фильму Марэ был обязан своим амплуа героев "плаща и шпаги". И именно в этом фильме (в 1952 году под названием "Опасные связи") Марэ впервые увидели советские зрители. Фильм с Марэ -- самая известная , но далеко не единственная экранизация Рюи Блаза . Пьесу продолжают играть и экранизировать и в XXI веке. Играют ее , например, и в брюссельском кукольном театре Тоон, конечно в своем стиле, но с сохранением духа, если не буквы, пьсы Гюго. А в одном из залов их пивной при театре, висит цитата Жана Кокто из его письма Тоону VI, от 1935 года.« Il y a trop d’âmes en bois pour ne pas vouloir sauver les personnes en bois ayant une âme » ( Слишком много существует деревянных душ, чтобы не хотеть спасти деревянных персонажей с душой)


_MG_2862.jpeg
Бюст Карлоса II на доме Брабантских герцогов.

_MG_1016.jpeg
Барельеф на доме корабельщиков Рожке.
_MG_1020.jpeg
Дом Испанский король
_MG_2216.jpeg
Бюст Карлоса II на Испанском короле.
_MG_1033.jpeg
Мемориальная доска на одном из домов Гран-плас:
Виктор Гюго жил в этом доме в 1852 году.

Действительно, с конца декабря 1851 года Гюго около 8 месяцев жил в ссылке в Брюсселе на Гран-плас. Жюльетта последовала за ним в ссылку, но для сохранения приличий жила отдельно,у своих друзей в Галерее принцев.








Posts from This Journal by “Литературный Брюссель” Tag

  • Краткое содержание 2018.

    По традиции подвожу итоги ЖЖ-года по темам. Если всего постов я написала меньше (72), то избранного получилось больше (31): О Брюсселе :…

  • Таверна дю Глоб: две истории.

    Наконец-то мне повезло найти открытку с таверной-рестораном du Globe, где можно на маркизе прочесть ее название. Дело в том, что с этим заведением…

  • Гёте + Штейн = ?

    Садовый домик Гёте (Goethes Gartenhaus). Гёте написал драму "Эгмонт" в Веймаре, причем в первый период жизни там, окрашенный его платонической…

  • Брюссель Александра Дюма.

    А.Дюма бывал в Брюсселе много раз, но все обычно пишут только о самом длительном (больше двух лет) его пребывании в столице Бельгии. Тогда он…

  • Кто знает , что такое слава...

    Ш.Бодлер не знал прижизненной славы. Но вопрос какой ценой, возникает и про посмертную. Был бы он так знаменит, если бы не было скандала с Цветами…

  • Брюссель А.Белого.

    Брюссель. Сквер Аренберга (сейчас Малый Саблон). На открытке штамп: май 1912 года. Весной 1912-го года А. Белый с А.Тургеневой провели два…

  • Х. Консьянс и т'Серкласы.

    Открытка с памятником Э. 'т Серкласу , подписана и проштампована в 1903 году. На днях случилось у меня интересное пополнение коллекции старинных…

  • Брюссель и Нел Дофф.

    В качестве эпиграфа: Никто не любил Брюссель таким специфическим образом, как я. Я любила город, его изгибы и его улицы, вплоть до самого…

  • Бельярд , Лейпциг и сестры Бронте.

    Помню, прежде чем пройти в парк, я долго рассматривал статую генерала Бельярда, затем поднялся по ступеням позади нее и глянул вниз на узкую…


  • 1
Надо же...
Люди еще о приличиях думали..
Сейчас даже не верится))

Ну ты знаешь, это он о себе думал. Я почитала, как все это было, письма Гюго, прямо жалко стало Жюльетту, а Гюго тот еще тип получается.

Ой, писатели вообще еще те "штучки" были!

были и есть - как писатель говорю :)))

Я думаю вы на себя наговариваете:)
Но после прочтения письма Гюго жене из Брюсселя, где он ей живописал каким успехом он здесь пользуется, как знамя революции, его моральный облик мне кажется более , чем сомнительным. Дело не в самом письме, хотя он там тщеславен донельзя, а в приложении на отдельном листке, который жене было велено сжечь ( чего она ко всеобщему злорадству не сделала, раз оно опубликовано), где он давал ей поручение сходить к Жюльетте и отговорить ее от приезда в Брюссель, где она будет портить его образ знамя революции. Фу!

:) Творческая деятельность, когда живешь в наполовину каком-то другом мире, располагает к не всегда понятным нормальному человеку действиям, так уж получается. А если писатель еще и с характером (тщеславным, как в данном случае, или каким еще), то общение с ним может требовать уже настоящего подвижничества :))

Да я понимаю. Но вот эти письма к жене, если бы они были только письмами к жене, легко понять и принять. Но эта деталь, что он их как бы уже в собрание сочинений писал меня шокировала.

стать живым классиком, по-видимому, очень тяжелое испытание для моральных устоев.

  • 1