?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Русский Литературный Брюссель.
bruxelloise_ru
_MG_8007.jpeg
Так сейчас выглядит улица и дом, в котором в 1912 году было ателье художественной фотографии, где фотографировались Андрей Белый с Асей Тургеневой.

В экскурсию Литературный Брюссель на русском языке очевидно должны включаться пересечения Брюсселя со всем русским в литературе. Первым делом пребывание русских авторов в Брюсселе. Но хотелось бы и Брюссель в русской литературе и русские герои в литературных произведениях, так или иначе связанных с Брюсселем. Вот по двум последним пунктам пока практически ничего ( так что все вклады приветствуются). А по первому, учитывая, что это экскурсия, а не статья, и нужно не только что-то рассказать, но и что-то показать в центре города, то только посещения Брюсселя Львом Толстым и Андреем Белым. Причем, несмотря на всю разницу фигур и полувекой промежуток между их визитами в Брюссель, речь здесь пойдет о них одновременно и в сопоставлении. И это и будет русский литературный Брюссель, но до начала " настоящего, не календарного" XX века.

1. У обоих писателей пребывание около месяца в Брюсселе было связано с семейными обстоятельствами и тем, что здесь находились нужные им деятели изобразительного искусства.

Л.Н.Толстой приехал в Брюссель в марте 1861 года в ходе своей второй зарубежной поездки, чтобы заказать бельгийскому скульптору Гийому Гефсу бюст умершего на юге Франции старшего брата Николая. Г.Гефс был королевским скульптором и автором очень заметных в Брюсселе памятников и монументов ( монумент на площади Мучеников, памятник генералу Бельяру, мавзолей Фредерика Мерода в СВ.Гудуле, статуя короля Леопольда I на колонне Конгресса), а также скульптурных портретов членов королевской семьи (например маленькой принцессы Шарлотты, будущей несчастной императрицы Мексики). И женат он был на художнице Фанни Гефс (работы которой упоминаются в Городке Шарлотты Бронте). В общем найти его скульптуру, у которой можно рассказать про заказ Льва Николаевича , не проблема. Но вам я покажу собственно бюсты Н.Н., сделанные Гефсом по фотографии, посмертной маске и подсказкам заказчика. Такая возможность у меня появилась благодаря dear_madam_p
, которая их сфотографировала в Ясной поляне . . ( Надо сказать, что в доме, где бюсты находятся ,, фотографировать строжайше запрещено, но dear_madam_p разрешили! Она " объяснила ситуацию экскурсоводу, попросила разрешить сделать только 2 фотографии этих бюстов." И ей разрешили!) Бюстов два: один мраморный и побольше, другой гипсовый, оба подписаны Гефсом.


Мраморный бюст Н.Н. Толстого стоит в комнате для приезжих в нише, специально для него сделанной.



Гипсовый бюст стоит у Льва Николаевича в кабинете.

jj0754.jpeg
Справа на заднем плане (за фонарем) дом, в котором в 1861 году была гостиница, где жил Л.Толстой в марте 1861 года . Большую часть кадра занимает Почтамп Брюсселя, которого сейчас уже нет (на его месте большое современное крестообразное здание), но в 1861 году его еще не построили, так что Толстой его не видел.


Андрей Белый приехал в Брюссель в апреле 1912 года, последовав за своей (будущей) женой Асей Тургеневой, которая приехала продолжать уроки гравюры у жившего в Юкле Августа Данса. Она еще 1908 году была послана дядей учиться гравюре к этому известному бельгийскому графику. В 1912 году ему было уже за восемьдесят, и последняя из подписанных им работ датируется 1911, но умер он в 1929 году, через пару недель после того как ему исполнилось 100 лет.
Его именем названа улица в Юкле, а на улице, где он жил (и где у него бывали и Ася и Белый) есть мемориальная доска (пока не сфотографировала).

"К весне 1912 года Андрей Белый начал задыхаться в литературной среде, его тянуло за границу, спокойно работать над "Петербургом", и мы решили пожить в Брюсселе, неподалеку от моего старого учителя гравюры"."(А. Тургенева. Андрей Белый и Рудольф Штейнер)
".. я пребываю в Брюсселе, где Ася оканчивает свои гравюрные классы у старика Данса, которого дочери замужем: одна - за коллекционером Сайтом, представителем крупной бельгийской буржуазии; другая - за Жюлем Дэстрэ, социалистическим депутатом, близким другом известного Ван-дер-Вельде; Дансом и Жюлем Дэстрэ определяется и круг наших тогдашних брюссельских знакомств."(Андрей Белый . Между двух революций)


Портрет гравера Августа Данса, работы Эмиля Сакре, подаренный Королевскому музею изящных искусств Брюсселя в 1930 году дочерьми Данса , муж одной из них , Ж.Дестре в то время был министром Науки и Искусства.
Белый в письме Блоку из Брюсселя писал: "Поражает меня и Асин учитель: Dance. Это -- великолепный, ископаемый старик, пользующийся уважением и известностью в Бельгии. Ему уже 86 лет: у него длинная белая борода и белые всклокоченные волосы; гравирует он великолепно. До 30 лет он был простым рабочим и только с 30 отдался гравюре; и вот 56 лет с той поры с неуклонным упорством трудится."

Жили А.Белый и А.Тургенева на площади Св.Гудулы, 25 , рядом с собором Св.Гудулы.


2. Оба , и Л.Толстой и А.Белый, работали в Брюсселе над произведениями с чисто российской тематикой (Толстой над Поликушкой, а Белый над Петербургом). Жизнь в Брюсселе описывали в письмах, но город не стал ни героем, ни местом действия в каких-либо их художественных произведениях.

3. Оба писателя сделали в Брюсселе свои фотографии (не селфи, в фотоателье ).

Л.Н. Толстой воспользовался услугами Жюля Жерузе:












Белый с Асей сфотографировались в ателье Беджамана Купри, на улице в квартале авеню Луиза.(см. заглавное фото)





4. И наконец, оба наших героя были на оперных спектаклях в театре Ла Монне.

Л.Толстой слушал оперу Гуно "Фауст", которая незадолго до этого была впервые представлена на сцене Монне в присутствии композитора, в оригинальном варианте 1859 года, с разговорными диалогами, но без балета. Толстой писал Герцену из Брюсселя :
"вчера, слушая 'Фауста' Гуно, испытал весьма сильное и глубокое впечатление, хотя не мог разобрать, произведено ли оно было музыкой или этой величайшей в мире драмой,"

Тургенев с Асей слушали несколько опер Вагнера из Кольца Нибелунгов (поклон lucas_v_leyden). Белый писал Блоку:" мы были на трех Вагнеровских спектаклях с байретскими исполнителями ("Лоенгрин", "Тристан", "Валькирия"). И дни были окрашены Кольцом". < ...>мы ждали почему-то свидания в театре на "Гибели богов". Но в театре ничего, никого: только -- Вагнер, Вагнер и Вагнер; и -- гибель богов)
jj0709.jpeg
Театр Ла Монне (проштамповано 1913), такой каким его видел А.Белый, но и со времен визита Л.Толстого он еще не изменился.


Posts from This Journal by “Литературный Брюссель” Tag

  • Краткое содержание 2018.

    По традиции подвожу итоги ЖЖ-года по темам. Если всего постов я написала меньше (72), то избранного получилось больше (31): О Брюсселе :…

  • Таверна дю Глоб: две истории.

    Наконец-то мне повезло найти открытку с таверной-рестораном du Globe, где можно на маркизе прочесть ее название. Дело в том, что с этим заведением…

  • Гёте + Штейн = ?

    Садовый домик Гёте (Goethes Gartenhaus). Гёте написал драму "Эгмонт" в Веймаре, причем в первый период жизни там, окрашенный его платонической…

  • Брюссель Александра Дюма.

    А.Дюма бывал в Брюсселе много раз, но все обычно пишут только о самом длительном (больше двух лет) его пребывании в столице Бельгии. Тогда он…

  • Кто знает , что такое слава...

    Ш.Бодлер не знал прижизненной славы. Но вопрос какой ценой, возникает и про посмертную. Был бы он так знаменит, если бы не было скандала с Цветами…

  • Брюссель А.Белого.

    Брюссель. Сквер Аренберга (сейчас Малый Саблон). На открытке штамп: май 1912 года. Весной 1912-го года А. Белый с А.Тургеневой провели два…

  • Х. Консьянс и т'Серкласы.

    Открытка с памятником Э. 'т Серкласу , подписана и проштампована в 1903 году. На днях случилось у меня интересное пополнение коллекции старинных…

  • Брюссель и Нел Дофф.

    В качестве эпиграфа: Никто не любил Брюссель таким специфическим образом, как я. Я любила город, его изгибы и его улицы, вплоть до самого…

  • Бельярд , Лейпциг и сестры Бронте.

    Помню, прежде чем пройти в парк, я долго рассматривал статую генерала Бельярда, затем поднялся по ступеням позади нее и глянул вниз на узкую…


  • 1
Спасибо, получилось настоящее литературное расследование. Только одно настраивает на минорный лад, оба писателя оказались в Брюсселе по семейным обстоятельствам. Вот так, взяли и поехали. Ходили по улицам, посещали оперу. А через несколько лет после поездки Андрея Белого граница раз, и захлопнулась, для большинства до конца их жизни, то есть навсегда. Сейчас она вроде бы снова открыта, но тоже не для всех, если ты конечно не беженец.

Сейчас она вроде бы снова открыта, но тоже не для всех, если ты конечно не беженец - ну это какой-то слишком минорный взгляд, на мой вкус.

  • 1