Так называется рождественский вертеп в церкви Св.Николая, который с декабря 2015 вернулся в эту церковь на постоянной основе. Правильное решение, на мой взгляд, потому что Брюсселя там больше, чем Рождества. Вертеп был сделан кукольником Christian Ferauge еще в 1993 году, и несмотря на название "Рождество Христа в Брюсселе", его часто называют просто Брейгелевским вертепом, так как его персонажи, как будто сошли с картин Брейгеля. В Брюсселе это не единственный пример такого рода, как раз в 1990-ых годах серия фонтанчиков с персонажами Брейгеля, первые из которых появились в 1982 году, пополнилась еще несколькими. Признаться, узнав в вертепе знакомые образы, я тоже хотела сделать акцент на Брейгеле, но оказалось, что с куклами вертепа не все так однозначно, как с брейгелевскими фонтанами. Посмотрите сами:
Вертеп "Рождество Христа в Брюсселе" (6 м , высота 4,5 м) был сделан в 1993 году для церкви Св.Николая. Само название - это аллюзия на известную картину Энсора "Вход (въезд) Христа в Брюссель". Но если у Энсора на картине (и на нескольких рисунках с тем же названием), нет ничего специфически брюссельского, то здесь сразу же узнается шпиль Ратуши, собор Св. Гудулы и собственно церковь Св.Николая.
Фрагмент рисунка Д.Энсора "Вступление Христа в Брюссель в 1889 году".
Брюссель изображен узнаваемо и вне времени. Подразумевается, что это время Брейгеля (XVI век), но тогда купол дома Испанский король с позолоченной Славой - анахронизм. Этот дом булочников был построен на Гран-плас только в самом конце XVII века.
Современный вид на шпиль Ратуши от церкви Св.Николая.
Вид же церкви Св. Николая в вертепе представляет собой временнУю суперпозицию, в правой части -- вид до середины XVIII века, когда колокольня обрушилась в третий раз и ее не стали восстанавливать. Слева же современный фасад, такой вид церковь приобрела в середине XX века.
На заднем плане безошибочно узнается Св. Гудула.
Часть со святым семейством и Брейгелем за мольбертом в окружении персонажей его картин.
Брейгель за мольбертом.
Перед ним нищий калека с костылями, а позади три слепца с картины «Притча о слепых».
Собственно на картине их шестеро.
Но в вертепе - трое, как и на фонтанчике рядом с церковью Св.Николая.
Слепцы на брейгелевском фонтане у церкви Св.Николая.Скульптор Ж.Де Декер, 1982 год.
А церковь с картины «Притча о слепых» (Св.Анны в Дилбеке) "живет" на одной из фресок маршрута комиксов.
Полюбопытствуем, а что Брейгель собственно пишет, когда Христос родился в Брюсселе. По-моему у него на мольберте опять суперпозиция нескольких картин. На переднем плане поклонение волхвов, потом Вавилонская башня, а на заднем плане церковь Св.Анны в Дилбике.
Волхвы (Короли-маги по-здешнему) тоже есть, правда в некотором отдалении от святого семейства и дары их разложены перед ними, как товар.
Арбалетчики встречаются на полотнах Брейгеля, но никто из них не одет в красный костюм арбалетчиков Святого Георгия.
Вот их костюм.
Крестный ход Брейгель писал, не буквально такой, но сюжет его. А вот циркач-канатоходец откуда? Часы показывают 5 минут первого.
Блины на крыше - еще один брейгелевский сюжет, они есть на картине "Фламандские пословицы" и означают изобильную, райскую жизнь. Оркестр ангелов тоже символизирует Рай.
Это персонажи картины Крестьянская свадьба.
Сейчас трудно себе представить, но в XVI веке река Сенна, на которой возник Брюссель, протекала в двух шагах от церкви Св.Николая. В середине XIX ее убрали под землю. Сначала Сенна, а потом канал соединяли Брюссель с Северным морем, делая из него морской порт. Но то что мы видим в вертепе это не брейгелевский корабль, и вообще не корабль, а лодка.
Это лодка Беатрикс Суткенс, которая привезла из Антверпена чудотворную черную мадонну в часовню на Саблон.
Вот скульптура XVII века, иллюстрирующая легенду о появление чудотворной черной Мадонны в Брюсселе, из церкви Саблонской богоматери.
Беатрикс Суткенс с черной мадонной.
И наконец, дети, похожие на персонажей картины «Детские игры» Брейгеля тоже есть. Их трое и чан для засолки.
Воскрешенные Св.Николаем дети, засоленые страшным мясником.