
Фреска на улице Chartreux.
Брюссель знаменит не только сюрреализмом, но и комиксами. Поэтому в брюссельские пересечения с небом не мог не попасть современный представитель этого жанра Б.Ислер: в названиях большинства его работ фигурирует слово НЕБО. В 1998 году он публикует Mémoire du XXe ciel , в 2000 переиздано, как XXe ciel.com (Небо XX века). Именно по мотивам этой работы мурал из маршрута комиксов с заглавной фотографии.Эта фреска мне нравится, чего нельзя сказать об альбоме, который не в моем вкусе: политические штампы, мистика, доминирующий красный цвет, довольно банальная графика. Но это только первое небо у Ислера, за ним последуют Небо над Брюсселем (2006), рисунок к 20-летию Брюсселя- субъекта федерации (2009), Небо над Атомиумом, И даже Небо над Лувром (а какое отношение это имеет к Брюсселю поймете под катом):

Фрагмент мурала с подписью Ислера и датой (1998).

Фрагмент с надписью : Смотрите небо над Брюсселем!


Обложки двух альбомов Неба над Брюсселем. У меня был случай (На выставке комиксов в Музее Изобразительных искусств в 2009 году) полистать один из них. Сценарий (тоже Ислера) даже трудно охарактеризовать одним словом, может быть - политическая утопия с эротическими рисунками. Действие происходит в 2003 году в основном в номере отеля Хилтон (не помню сколько лет это уже The Hotel), высотного здания на бульваре Ватерлоо. Герой (верующий еврей, причем его зовут так же, как героя XXe ciel, где он уже был погибшим в концлаге, то есть неживым персонажем) встречает на мирной брюссельской демонстрации против войны в Ираке героиню (мусульманку-камикадзе), которая вместо того чтобы подорваться, принимает предложение героя подняться в его комнату, где они занимаются любовью, не снимая ее шахидского пояса. Опять же трудно сказать, что шокирует больше, сценарий или откровенные сцены любви. Но графика гораздо сильнее, чем в Небе XX века (на мой взгляд, конечно).

Небо над Атомиумом я вам уже показывала не один раз, и это небо мне безусловно нравится.

А это вклад Ислера в альбом , изданный в 2009 году в честь 20-летия Брюсселя -столичного региона, в котором приняли участие 20 художников комиксов. К рисунку прилагается и текст (который мне нравится едва ли не больше рисунка). В нем обсуждаются и дворец Стокле ( угадывается на рисунке) и Архангел Михаил, и Ф.Кнопф, аллюзия на одну из самых известных картин которого на переднем плане рисунка Ислера). Ну и фоном конечно брюссельское небо со шпилем Ратуши и зданием Европейского парламента и люксембургским вокзалом (с часами).
И наконец, в том же 2009 году, Лувр пригласил к себе на выставку 5 художников комиксов ( если мне не изменяет память 3 французов, одного японца и одного бельгийца), и одним из них и был Ислер. В результате появился его альбом В небе над Лувром.

Обложка Неба над Лувром на которой легко узнается юный Бара:

Смерть юного Бара.1793. Жак Луи Давид. Картина эта была Давидом не закончена, и поэтому находится в одном из музеев Авиньона, а не в Лувре. Тут вы конечно можете задасться вопросом: а какое отношение этот альбом имеет к Брюсселю. Ответ прост, в этом альбоме Ислер и его сценарист рассказывают историю французской революции, через судьбу художника Ж-Л Давида. А вы должно быть знаете, этот художник последние годы своей жизни жил и работал в Брюсселе, и здесь же и похоронен. И теперь его могила является бельгийским национальным достоянием.
