?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Большой театр Бордо.
bruxelloise_ru
Вот для #городаивесиБ еще один свой должок напишу, пока юбилейный для Мариуса Ивановича год не закончился.
_MG_1814.jpeg

Большой театр Бордо мне был интересен в первую очередь в связи с Мариусом Петипа: именно для работы в этом театре семья Петипа переехала из Брюсселя в Бордо в 1835 году. Старший брат Мариуса, Люсьен был здесь несколько лет первым танцором, пока не был замечен и приглашен в Париж, сам же Мариус брал здесь уроки танца, был ангажирован в Нант, где и танцевал, и ставил свои первые балеты, а потом вернулся в Бордо после гастролей с отцом в Америку, когда Люсьен уже танцевал в Париже, и поставил еще 3 балета. В отличие от здания XIX века брюссельского Ла Монне (где оба брата впервые вышли на сцену), построенного в 1819 и перестроенного после пожара в 1856 году, Большой театр Бордо был возведен в XVIII веке (в 1780 году) и насколько я могу судить, облик его и теперь достаточно близок к первоначальному (чего опять же нельзя сказать о Ла Монне). О том же как театр Бордо выглядел в 1830-ых годах, когда здесь работали Петипа, можно судить по Журналу путешествий Стендаля, который как раз весной 1838 года его посещал. Так что свои фотографии и впечатления (от экскурсии по театру в августе 2017) я сопровожу мнением Стендаля (в своем пересказе, перевода этой его книги в сети не нашлось).

_MG_1812.jpeg
Архитектор Виктор Луи был приглашен для постройки театра в Бордо из Парижа, местным губернатором маршалом Ришелье (внучатым племянником кардинала), которому В.Луи подновлял особняк в Париже. Театр был задуман архитектором, бывавшим в Риме, как храм искусства и построен в неоклассическом стиле. Хоть и белокаменный, как и большая часть бордосской застройки, театр порядком от нее отличался. Что в купе со столичным происхождением и непростым характером архитектора привело к тому, что новый театр не сразу пришелся жителям города по душе. Оценили и полюбили его лишь после смерти В.Луи. Скульптурой (на фотографии), которая теперь стоит в вестибюле театра, архитектор был удостоен в 1870 году к столетию театра. Отмечают, что местный скульптор Amédée Jouandot значительно польстил архитектору по части фигуры.
Когда Стендаль приехал в Бордо в 1838 году уже бытовало мнение, что здешний Большой театр самый красивый во Франции, а может быть и во всей Европе (Опера Гарнье в Париже еще не была построена). Стендаль тут же в день приезда прочел об этом в местной газете, и может быть поэтому в своих заметках постоянно полемизирует с таким мнением. Если сам Бордо он без тени сомнений называет красивейшим городом Франции и считает, что здешняя застройка XVIII века превосходит парижскую (опять же напомню, что это еще не тот Париж барона Османа, который мы знаем), то гордость бордоссцев своим театром кажется ему просто нелепой, мнение же Стендаля об его архитектуре весьма невысоко.
Досталось и 12-ти коринфским колоннам фасада (слишком тонкие и неудачно расположены), и антаблементу (очень тяжел на вид) и скульптурам 9 муз и трех богинь на нем (нелепы). Как только немного отойдешь, становится видна огромная и тяжелая кровля, жалуется писатель (сейчас там так все застроено, что с уровня земли не видна:)). В целом, все сооружение смотрится ужасно тяжеловесным, на его взгляд. Итак снаружи - тяжелый, тяжелый, тяжелый, повторяет Стендаль одно и то же слово lourd. Только несчастные коринфские колонны, бедные, маленькие, слишком тонкие, но не тяжелые.

_MG_1729.jpeg
Перед тем как перейти к интерьеру, рассмотрим колонны, потолок галереи вдоль фасада

_MG_1740.jpeg
и 3 скульптуры из 12 (слева на право): Урания (муза астрономии), богиня любви Венера и Каллиопа ( муза эпической поэзии). Мужчину между двумя последними поставили видимо в рамках выставки современного искусства, которая тогда проходила в театре.

_MG_1736.jpeg
Внутри же зрители попадают в вестибюль (тоже с колоннами, и тоже слишком тонкими, согласно Стендалю), потом атриум с парадной лестницей, которая ведет и в зрительный зал и в Большое фойе, о котором пойдет речь в самом конце (так как оно было оформлено в середине XIX века (Стендаль его не видел ). Таблица с надписью о постройке театра над дверью в зрительный зал с первой площадки парадной лестницы на этой фотографии дает представление о том как это выглядит.

_MG_1731.jpeg
Меня поразило, что все это и вестибюль, и лестница, и атриум. и купол над ним каменное и только каменное, никаких других материалов в отделке, где-то еще пара металлических ограждений на вспомогательных лестницах и только. Один цвет, и один камень. Довольно необычно для театра.

_MG_1733.jpeg
Даже перила парадной лестницы каменные. Может быть, когда на лестнице полно нарядных людей, все выглядит иначе, но так все-таки довольно холодно и однообразно.

_MG_1732.jpeg
Купол над лестницей.

_MG_1801.jpeg
Зрительный зал начинаем смотреть с росписи на потолке. Это воспроизведение изначальной росписи Робана (закоптилась и была утрачена), которое было сделано в 1917 году. Тема росписи: Аполлон и музы принимают посвященный им городом театр.

_MG_1757.jpeg
Все снимки зала сделаны со сцены, собственно в зал нас экскурсовод не водил, только на сцену. Изначально зал был на 1700 мест, сейчас он несколько перестроен и вмещает 1114 зрителей. Стендаль слушал здесь оперу Фроманталя Галеви "Еврейка" и оформлением зала тоже остался недоволен. Особенно колоннами, которые настигли его и здесь. Балета же Стендалю не довелось здесь посмотреть (к моему величайшему сожалению, ведь в 1838 году там еще танцевал Люсьен), хотя он и упомянул в записках, что балет в Бордо любят больше всего.

_MG_1762.jpeg
Фрагмент росписи с углом театра .

_MG_1768.jpeg
Во время последней реставрации залу вернули оригинальные цвета: голубой, белый, золотой.

_MG_1797.jpeg
Это мы со сцены наблюдаем игру подсветкой кресел (перформанс входивший в программу выставки).

_MG_1790.jpeg
Конечно зал смотрится понарядней, чем каменные вестибюль и атриум, но по сравнению с залом Ла Монне довольно холоден и строг.

_MG_1804.jpeg
Галерка.

_MG_1745.jpeg
А вот Большое фойе уже совсем другое (но и сделано в другое время): и в теплых тонах, и с обилием декора.

_MG_1751.jpeg
Среди 14 медальонов этого фойе с портретами известных (на 1865 год) композиторов нашелся и автор знаковой для Бельгии оперы "Немая из Портичи" Даниель Обер .

_MG_1750.jpeg
Роспись на потолке фойе тоже с Аполлоном.


Posts from This Journal by “Франция” Tag

  • Бон: шпалеры Мильфлёр.

    1.1 Фрагмент каймы шпалеры из цикла Жизнь Девым Марии. Мильфлёр - тип шпалер с фоном усыпанным цветами, частный случай так называемых вердюр (…

  • Семюр: сцепление понятий и образов.

    1. П.В.Анненков в одном из писем И.С.Тургеневу из Брюсселя (почему я собственно эти письма и читала) употребил такой оборот: по сцеплению понятий…

  • Цвета Бургундии.

    1.Винная дорога Бургундии (где-то на уровне Вольне). Вернулись из блиц-путешествия по Бургундии. За пять дней было много городов, городков,…

  • Краткое содержание 2018.

    По традиции подвожу итоги ЖЖ-года по темам. Если всего постов я написала меньше (72), то избранного получилось больше (31): О Брюсселе :…

  • Каллы и чертополох.

    1.1 Дом с каллами (33 rue du Champs de Mars) архитектора Луи-Октава Ракена - исключительно цельный пример парижского ар-нуво. И каменный и…

  • Знакомьтесь - архитектор Гектор Гимар! (2)

    После явного успеха Кастель Беранже Гимар получает много заказов на постройку вилл (не в Париже), большая часть из которых не сохранилась. Кроме…

  • Знакомьтесь - архитектор Гектор Гимар!

    1.Знакомство с Гектором Гимаром логично начинать с Замка Беранже, на котором впервые обнаружился "стиль Гимар". Мне давно хотелось рассмотреть и…

  • Здесь покоится ...

    Здесь покоится графиня де Сегюр. В одной из близлежащих к Оре коммун (Плюнере) похоронена графиня де Сегюр, известная французская детская…

  • Каникулы в Бретани.

    Уже знакомый вам порт Сен-Густан, где мы провели неделю. Но и по дороге туда, и пока там жили, и на обратном пути мы куда-то заезжали и что-то…



  • 1
Очень красивый театр, что бы там не говорил о его колоннах Стендаль.))

Да, он так разругал его, что даже неловко:) Но в общем все его претензии понятны.

Очень элегантный театр! Мне как раз понравилось монохромное решение.
А зал на контрасте кажется очень ярким.


Конечно, эта его классическая холодность может и нравиться:)

Стендаль тот ещё типус:) но в данном случае я с ним согласен - все очень тяжеловесное и какое-то искусственно холодное.. Гробницу, скорее, какую-то напоминает, чем театр:)
В зале, конечно, "повеселей", но тоже отнюдь не уютно и, опять же, искусственно холодно.. Да и нелепо во многих сочетаниях.. Особенно балконы вставными челюстями какими-то в неимоверном изобилии лыбятся:)
Спасибо за подробный рассказ!:)

Я в юности очень любила Стендаля за неожиданный для писателя аналитический подход. Перечитала только Пармскую обитель на французском и вот эти дневники прочла.
балконы вставными челюстями какими-то в неимоверном изобилии лыбятся:) - очень точно и образно!
Всегда рада!

Я согласна со Стендалем! Много нелепого декора и при этом все такое скучное! :)

У них зато занавес интересный, в сети все фото с ним.

Очень красивый театр и колонны и роспись)

Стендаль не Стендаль, а мне театр по этим фотографиям понравился.

У них еще занавес очень интересный и подходящий к интерьеру ( с архитектурной перспективой), но его нам не показали:(

Одно слово - красота!
Сейчас, мне кажется, всё более аскетичное.

Ой, но это смотря где. Вот Брюссельский Ла Монне совсем не аскетичный, даже с новомодными добавлениями, а совсем современные театры тоже разные, но скорее аскетичные.

Да, я и имела в виду, что нынче тенденция такая.

Зачем подсвечивать зрительские кресла?

Мы летом были на экскурсии, когда спектаклей и концертов не было, но театр был отдан под выставку современного искуства. Игра светом в темноте - это был один из экспонатов той выставки, автора и название, извини, не помню:)

С наступающим 2019-м!!!
Пусть год грядущий станет одним из самых светлых и богатых на радостные события, удачных и запоминающихся в вашей жизни)

Спасибо огромное!

по моему, театр Бордо изысканнее парижского :)

По-моему они на разных полюсах крайностей:) Но Гарнье в чем-то вдохновлялся этим бордосским театром.

С Новым годом!
всего самого хорошего!

Спасибо! И Вас с наступающим!

  • 1