
1.1

1.2
Еще в 2010-ом году собиралась написать про двух Луиз ( Луизу Орлеанскую - первую королеву бельгийцев , и Луизу - старшую дочь Леопольда II, тем самым внучку первой , которая и названа была в честь рано умершей бабушки ) и про авеню Луизы, которая носит имя то ли бабушки, то ли внучки, то ли частично – одной, частично - другой.
Только недавно прочла довольно основательную книгу про Луизу Бельгийскую (то есть внучку), в результате более или менее определилась со своим отношением к ней. А тут и “женский день “ 8 марта обнажил как по-разному этот праздник воспринимается и реализуется в России и Бельгии, например. Вот и у Луиз, не только имя одно, не только королевское происхождение, но и много общего в женской судьбе, и какая при этом все-таки разница.... Не меньшая, чем между видами “их улицы “ на открытках начала XX века , и на фотографиях сделанных пару недель назад.
Это сейчас и в королевских семьях принято жениться, если не по любви, то по взаимной склонности. А обеих Луиз (хоть и с почти полувековой разницей по времени) выдали юными, неискушенными девами за совершенно чужих взрослых мужчин по причинам политическим, государственным и династическим. Но в конечном счете каждая из них оказалась вместе со своим избранником. Только для первой Луизы им стал ее муж король Леопольд I, которого она полюбила уже после замужества. А вот другая Луиза ушла от нелюбимого мужа (правда через 20 лет брака) к любовнику, хорватскому офицеру Гёзе Маташичу.
портрет Луизы Орлеанской
Луизе Орлеанской повезло родиться и вырасти в семье, где родители любили друг друга и детей, что было совершенно не характерно для аристократических браков и даже вызывало насмешки во времена, когда Луи-Филипп был королем Франции ( фи, как буржуазно любить свою жену и проводить время с детьми). Она была не только хорошо воспитанна, но и получила прекрасное образование, не только добра, но и умна. Брак ее с Леопольдом был делом исключительно политическим, чтобы стать королем бельгийцев, он должен был жениться на одной из дочерей Луи-Филиппа. Выбор на какой именно, он , кстати, предоставил Луи-Филиппу, то есть он женился не на Луизе, как таковой, а на принцессе Франции. А Луи-Филипп предоставил выбор двум старшим дочерям. Ни одна из них не хотела идти за старого Леопольда (ему уже было за сорок), но Луиза решила пожертвовать собой. Отец ее заверил, что готов все остановить в любой момент , если она передумает, и неволить ее не станет. То есть решение было ее, и только ее, Луизы. Разумеется, и любящие родители до свадьбы, и Леопольд ( который по возрасту и опыту был ближе к родителям невесты , чем к ней самой) после свадьбы, позаботились о том, чтобы физиологическая сторона брака не шокировала юную принцессу. Леопольд не был влюблен в Луизу, но он ценил ее , как доброго товарища по работе. Работой же их было - королевство Бельгия и наследники короны. И всё у них получилось. Бельгийцы полюбили свою первую королеву, Луиза полюбила Леопольда, у них было четверо детей (первенец их умер в младенчестве). Ну почти всё. Леопольд так и не полюбил Луизу, считалось, что он не смог забыть свою первую жену, Шарлотту Гальскую, умершую за 15 лет до его второго брака. Луизе он всегда эпизодически изменял (без ущерба для работы), но после рождения Шарлотты (их единственной дочери и 4-го ребенка) здоровье Луизы пошатнулось и отношения между супругами прекратились вовсе. Через некоторое время (в 1844 году) у него появилась постоянная любовница (с которой он будет жить, практически как с женой, до самой смерти в 1865 году). Луиза конечно знала. Но и это она взяла на себя. Перед смертью от туберкулеза в 1850 году, в прощальном письме мужу она написала, как счастлива она была быть его женой, как благодарна ему за это, и что единственное о чем она сожалеет, что сама она не смогла (!) подарить ему такое же счастье, какое подарил ей он.

Портрет Луизы Бельгийской

Брак родителей Луизы Бельгийской, будущего Леопольда II и Марии Генриетты Австрийской не был таким же удачным и счастливым, как у родителей ее бабушки, Орлеанских. (К тому же был омрачен смертью в 10 лет единственного сына.) Возможно если бы королева Луиза не умерла, когда Леопольду было 14 лет, то и его семейная жизнь сложилась иначе. Но в любом случае, союз Леорпольда и Марии Генриетты не был и каким-то исключением среди обычных браков монархов. Бывали и похуже. Но нельзя исключить, что из-за этого Луиза и образована, и воспитана была не так хорошо, как ее бабушка, и уж точно у неё не было примера душевной близости родителей для подражания.
Саму Луизу выдали за родственника и со стороны Саксен-Кобургских, и со стороны Орлеанских, Филиппа Саксен-Кубургского Кохари. Партия не из самых престижных, он не был наследником престола, но на тот момент всем казалась самой подходящей. Историю их брака в Рунете принято излагать в духе романа Анна Каренина с долей героизации Луизы и демонизации Филиппа. Она де предпочла сумасшедший дом жизни с нелюбимым мужем (что просто неправда, такого выбора у нее не было, сумасшедшим домом обернулась ее добровольная поездка в санаторий). Вообще-то Луиза никак не была Карениной, то есть молодой женщиной, хорошей женой и матерью, застигнутой врасплох сильным взаимным чувством к блестящему молодому офицеру. Хотя бы потому, что она уже была немолода, ни муж, ни дети ее никогда особо не интересовали, в отличие от нарядов, светской жизни и флирта, а Маташич был “Вронским “ № 2, то есть не первой “большой любовью“ на стороне. Да и Маташич, если и не был простым альфонсом и аферистом, как похоже считали многие, на идеального героя-любовника никак не тянул.
Два вопроса непременно встают перед всеми биографами Луизы:
1) Была ли Луиза сумасшедшей (как считали австрийские психиатры, которым верила ее мать Мария Генриетта до конца своей жизни, а некоторое время и ее сестра Стефания)?
2) Был ли Филипп сексуальным извращенцем, каким его выставила французская левая пресса с подачи Маташича и Луизы, после ее побега из сумасшедшего дома?
Нет и нет, отвечают современные исследователи.
Нет, сумасшедшей в терминах поставленных ей австрийскими светилами диагнозов, Луиза не была. Но теперь уже невозможно заключить, не было ли у нее каких-то других психических отклонений, которые в XIX и начале XX-го века ещё не диагностировали (мифомании или какой-либо патологической зависимости, например)
Нет, Филипп извращенцем с современной точки зрения не был. Был очень долго влюблен в свою жену (судя по его письмам к ней и через 16 лет после свадьбы), относился к ней, как к сексуальному партнеру (а не товарищу по производству детей), что было не принято у мужчин его круга .
В общем жалко их обоих. Луиза пережила своего сына, своего мужа, жизнь которому она таки сломала, своего зятя (мужа дочери) и даже Маташича. Умерла совсем одна в возрасте 66 лет. (Бабушка ее скончалась в 37 лет, но окруженная всеобщей любовью и почитанием.)

История авеню Луизы восходит к обустройству квартала Луизы (в пандан кварталу Леопольда) к 1840 году , в котором от Ворот Луизы шло так называемое горлышко авеню (см. заглавные открытку и фото). Очевидно что все это называлось в честь первой королевы бельгийцев Луизы Орлеанской (в 1840 году будущему отцу Луизы Бельгийской было всего 5 лет). Часть же от современной площади Стефани до Камбрийского леса появилась только в 1860-ых годах, когда Луиза-внучка уже родилась. И хотя в документе на сайте irismonument.be, написано, что вся улица называется в честь королевы Луизы, в Википедии напротив написано, что вся улица носит имя старшей дочери Леопольда II, то же самое, кстати, говорят и нынешние экскурсоводы. А классик брюсселевединия Louis Quievreux в середине прошлого века писал, что площадь и горлышко носят имя бабушки, а после площади Стефани (средней дочери Леопольда II), авеню уже носит имя его старшей дочери, что кажется вполне логичным. Но пока я готовила этот пост меня не оставляла мысль, что той улице, какой она была еще сто лет назад в начале XX века все-таки больше подходит имя бабушки, а вот нынешней, с автомобильными туннелями, с современными билдингами в перемешку с остатками прежней роскоши, - определенно больше подходит имя внучки. Давайте так и смотреть: Было на открытках из моей коллекции ( как авеню Луизы-бабушки) и Стало на современных фотографиях (как авеню Луизы-внучки).

2.1 Вид из горлышка на на авеню Луизы после пл.Стефани.

2.2 Вид из горлышка на на авеню Луизы после пл.Стефани.

3.1 Вот такой была эта авеню к началу прошлого века, посередине ходил трамвай , сначала конный (с 1867 года), здесь уже электрический. Две аллеи из четырех рядов каштанов правая (вид от площади, как здесь) для всадников, левая - для пешеходов, вдоль домов еще дороги (для экипажей) и тротуары.

3.2а Современный вид того же места, тоже с трамваем и личным транспортом.

3.2б В кого (или во что) метили авторы сграффити с мастурбирующей женщиной в начале улицы мне не известно.

4.1 Аллея всадников.

4.2 Сейчас по бывшей аллее всадников ходит трамвай, каштаны практически везде заменили на платаны или клены. А по средней полосе ( раньше трамвайной), к 1958 году были проложены туннели.

5.1 Вид от Камбрийского леса. Здесь справа аллея пешеходов, куда направляется дамы с детьми.

5.2 Современный вид от Камбрийского леса, аллеи не сохранились.

6.2 Остатки бывшей роскоши. Особняк постройки В.Орта.

7.2 Особняк Солвей -вершина творчества В.Орта зажат между современными домами.

8.2 Контрасты: Араукария, которая росла здесь изначально (но открытки у меня с ней нет) на фоне высотки.

9.1 Вход в Камбрийский лес. Открытка 1903 года.

9.2 Современный вид на то же место.
Это была ещё одна часть давно обещанной большой прогулки