1.1 Витражное окно на двери одного из домов архитектора П. Виззавона.
Фестиваль брюссельского ар-нуво и ар-деко (БАНАД), сменивший в 2017 году Биеннале этих же стилей, теперь каждый год проходит в марте. Новшеством нынешнего года стала более гибкая система резервации посещений интерьеров. Вообще-то эта резервация с покупкой билетов он-лайн всегда была узким местом. В этом году появилась электронная очередь, так что система не зависла сразу же после начала резервации, как это случалось в прошедшие годы. Но главное удобство новой системы в том, что можно купить (и зарезервировать) и 1 визит, и 2-4, и 6-8, причем независимо от того в какой именно викенд эти дома будут открыты для визитов. То есть раньше билеты покупались только на целый викенд, и если вас интересовало по 1 дому в разные викенды – надо было покупать паспорт на все три викенда. Теперь же вы оплачиваете только три визита, поэтому даже те, кто ходит на эти фестивали из года в год (как я), могли найти для себя что-нибудь интересное, что раньше не открывалось для посещений и за приемлемые деньги. На БАНАД 2019 таких домов было несколько .
В мою личную программу вошли 4 интерьера-дебютанта (на BANAD), плюс два особняка, которые открылись после перерыва, и в которых я давно не была, и плюс Отель Тасселя, потому что на сайте было написано, что там можно будет фотографировать (что оказалось не так, но этот дом в любом случае неисчерпаем). Фотографии скорее рабочие, чем художественные, но какие есть.
Все визиты интерьеров с экскурсиями на французском, кроме одного, где не было мест на французские сеансы, пришлось взять на английском. Все экскурсии понравились, кроме одной, опять же на английском, но не из-за того, что я не все поняла, как могло бы быть, если бы экскурсию вел носитель языка, а потому, что язык был таков, что я все поняла. В очередной раз убедилась, что экскурсию надо все-таки делать на родном языке.
В Брюсселе даже собаки не остаются в стороне от фестиваля BANAD.
1. Дом Виззавона, rue Franz Merjay, 93.
Когда в 2012 году я вас знакомила с архитектором второй волны брюссельского ар-нуво, французом, работавшим у В.Орта, и прстроившим с 1905 по 1914 год несколько домов под своим именем, Полем Виззавона, то показывала этот дом снаружи (см. ссылку). Тем интереснее было посмотреть его интерьер.
1.2 Работа у В. Орта сказалась не только на рисунке решеток Виззавоны, но и на структуре этого дома. Колодец света с витражным окном над холлом и лестницей.
1.3 Вот этот витраж крупнее.
1.4 Решетка на террасе, выходящей во внутренний двор, не уступает по красоте решеткам с уличного фасада (что редкость, внутренний фасад практически повсеместно гораздо скромнее).
1.5 Батарея в холле.
1.6 Мозаичный пол в холле.
1.7 Ручка- почтовый ящик на наружной двери, в 2012 году я ее сравнивала с похожими от В. Орта.
1.8 Здесь же сравним внутренние ручки.
1.9 Это мне кажется даже не от Виззавона ручка, хотя была сфотографирована в его доме.
Почувствуйте разницу:)
2.1 Дом архитектора Seeldrayers, rue Moris 52. Дом никому не известного архитектора недавно был куплен, и его новый владелец собирается реконструировать его в стиле ар-нуво. Публике фактически был представлен фронт работ. Витражи в дверях с попугаями (дизайна не Селдрайерса) очень эффектны.
2.2 Ручка-почтовый ящик на входной двери.
2.3 Ручки на дверях гостинной.
3.1 Витраж с павлином в особняке Чамберлани, постройки П. Анкара. Я была в нем после реставрации 2006 года, лет 10 назад (и фотографии вам показывала). Сейчас в нем живут посол Аргентины и его жена.
3.2 Продолжая тему ручек.
4.1 Особняк Аннон (Hannon). Дверной витраж. Интерьеры этого особняка у меня давно отфотографированы, но я хотела посмотреть, нет ли изменений после пятилетнего перерыва (не заметила).
4.2 Фрески мужского салона - курительной.
4.3 Вид на балконные решетки изнутри.
4.4 Там же.
5.1 Дом Boelens, avenue Besme 103. Около года был куплен, новые владельцы привели его в порядок и приняли участие в БАНАД. Сам дом в стиле ар-нуво второй волны, но интерьеры типичные для брюссельской буржуазии начала XX века ( салон Луи XVI, столовая в стиле ренессанс и никакого ар-нуво) очень удачно адаптированы для современной жизни владельцами (или их дизайнерами). Фотографировать внутри было разумеется нельзя, по понятным причинам. Очень понравилась экскурсия (в лицо знаю экскурсовода, уже встречалась с ней раньше, но имени не знаю).
5.2 Пополнила свою коллекцию декроттуаров.
5.3 Затейливо оформлены выходы каминных труб.
6. Отель (особняк) Hele, rue Joseph II, 18. Впервые участвовал в БАНАД , совершенно неоклассическое здание, но с интерьерами Л. Говартса и росписью П.Ливмонта (но совершенно не в стиле ар-нуво). С архитектором Говартсом я вас знакомила (см. ссылку). Это не частный дом, а учреждение – Дом французского, но фотографировать там было нельзя (поэтому только 2 фото).
6.1 Мозаика с характерными для Говартса пальметтами с оттенком ар-нуво.
6.2 На стенах тоже видны похожие мотивы.