Памятник Сиду Кампеадору, 1955 года, работы скульптора Juan Cristóbal González, на площади Бургоса Мой Сид.
Как бы это ни было смешно, но все связанное с Сидом в путешествии по Испании было мне интересно в основном потому, что брюссельский театр марионеток Toone, очень редко, раз в 5 лет, но играет пьесу Корнеля Сид. И я ее у них смотрела в 2011 году. Это был один из первых спектаклей, которые я у них смотрела вообще (поэтому фотографий нет) и смотрела не ради собственно Сида, а ради актуализации и так сказать брюсселизации оригинального сюжета, которая меня обычно и привлекает в спектаклях этого театра. Но в чем суть этих переложений на местный брюссельский лад, можно понять только зная оригинал, с которым я тогда же, еще до спектакля, и ознакомилась.
Сейчас же, столкнувшись в Испании с культом Сида Кампеадора, как испанского национального героя , и сфотографировав в Бургосе его могилу, сундук и памятник, а в Саламанке распятие Сида, дала себе труд составить представление о нем, как об историческом персонаже. Пересказывать несколько передач об истории Реконкисты и о Сиде, и на русском, и на французском, которые я прослушала, разумеется, не буду. Но общепринято, что сюжет с убийством отца любимой, который Корнель позаимствовал у испанского драматурга Гильена де Кастро, автора Молодости Сида, чтобы поставить Сида (да строго говоря и его невесту Химену тоже) перед выбором между долгом и чувством, совершенно не соответствует исторической действительности. В пьесе они оба делают выбор в пользу долга, но к счастью есть еще Кастильский король, который их все-таки поженил, после того как Сид очень своевременно отразил нападение врагов. Король, кстати, тоже не тот. Исторических Сида и Химену поженил (повторюсь, без каких-либо проблем между их отцами) Альфонсо VI, а и у Гильена де Кастро и у Корнеля, фигурирует его отец Дон Фернандо. Так что Toone, сменив одного не того короля, на другого (Леопольда II), но оставив коллизию между чувством долга и любовью, вполне сохранил, если не букву, то суть пьесы.
Вернемся к историческому Эль Сиду и испанскому путешествию:
Перезахоронены в в кафедральном соборе Бургоса Сид Кампеадор (Родри́го Ди́ас де Вива́р) и его жена были только в 1929 году. Их гробницы (теперь кенотафы) в монастыре под Бургосом, впрочем сохранились.
Здесь можно прочесть имя Родри́го Ди́ас де Вива́р, дату и место смерти Эль Сида (1099 , Валенсия)
Сундук Сида , выставлен в музее при кафедральном соборе, правда никаких подробностей мне не известно, возможно о нем рассказывает аудиогид.
Вот этот сундук поближе.
Памятник в Бургосе Эль Сиду на площади Мой Сид был установлен в 1955 году.
Новый кафедральный собор Саламанки, общий вид алтаря Капеллы Дель Санта Кристо де лас баталлас, с так называемым распятием Сида.
Это Распятие, как мне кажется, не может быть Распятием XI века, которое было подарено Сидом епископу Саламанки Херонимо Виске. Я думаю это копия, которая как более яркая и заметная заняла его ( оригинала) место.
А вот здесь виден и оригинал, который потерял краски.
И в заключение, перенесемя опять в Брюссель, где я при последнем посещении театра Toone заметила и сфотографировала куклу Дона Фернандо (с бородой Леопольда II). А Сида в их спектакле играет Вольтче - главная марионетка Брюсселя. Обязательно схожу на этот спектакль еще раз, если будет такая возможность.