
Купол зала Абенсеррахов, Альгамбра.
Фамилия пивоваров Вилеманс остается на слуху в Брюсселе, хотя пиво их помнить могут только люди старше 60-ти. Пивоварня их перестала существовать в 1970-ых годах. Но так как эта семья 'построила' в конце XIX века отель и кафе Метрополь, а в прошлом веке особняк в стиле ар-деко, пивоварню в Форе , кинотеатр Метрополь, то повод их упомянуть и сейчас представляется регулярно.
Итак в середине 20-ых годов прошлого века Лео Вилеманс решил построить себе особняк в квартале авеню Луизы, он купил почти на авеню два смежных дома, чтобы их снести , и на их месте возвести маленький дворец в андалусзком стиле. При чем здесь Андалусия? Он хотел сделать подарок жене , которая обожала Испанию. Для этого он обратился к архитектору Адриану Бломму , который обычно не ограничивал себя рамками какого-то собственного стиля, а строил в том стиле, каком хотел заказчик, при этом оставаясь современным и очень плодовитым архитектором. Перед началом работ чета Вилемансов пригласила архитектора ( тоже с женой) в путешествие по Андалусии. Они посетили Кордову, Севилью и Гранаду. Когда я в 2010 году делала репортаж про построенный Бломмом особняк, то еще в этих городах не бывала. Теперь же после своего испанского путешествия, я определенно вижу, что архитектор действительно вдохновлялся Альказаром и Альгамброй, но выразил свои впечатления в стиле ар-деко, а не в мавританском стиле. Судите сами:
Начну с Алькасара. Там я сразу узнала ёлочки:




Парадная в Кадисе оформлена очень похожей плиткой.

Ёлочки у Вилеманса

Лестница с асулехос у Вилеманса.
Альгамбра:

Альгамбра, пол

Альгамбра, пол

Вилеманс, пол

Во дворцах Альгамбры несколько другой рисунок плитки( асулехос), более геометричный.

НО плитка с жестким и контрастным рисунком дополняется резьбой по стуку с арабской вязью без углов и контрастов.


Ёлочки и в Альгамбре часто встречаются.




А вот такая плитка в ванной комнате у Вилемансов.

Витраж, Альгамбра.

Окна , конечно почти буквально Блом повторил у Вилемансов:

Вид на внутренний фасад особняка Вилеманс

Ну и потрясающие купола с мукарнами, казалось бы никак не отразились в брюссельском особняке. Здесь восьмигранный купол зала Двух Сестёр.

И еще раз повторю звездообразной формы, состоящий из мукарн зала Абенсеррахов,

А это светильник холла-патио брюссельского особняка , холл не открытый, и дизайн светильника, как мне кажется, свидетельствует о том, что Блом был вдохновлен куполами Альгамбры. Согласны?