?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
История взятия Туниса в шпалерах.
bruxelloise_ru
120420193562.jpeg
1.1Фрагмент первой шпалеры серии, на которой выткана карта компании.

Как вы должно быть уже поняли, я из всех путешествий по Европе привожу что-нибудь (информацию, фотографии, впечатления) так или иначе связанное с Брюсселем. Чаще всего это фотографии брюссельских шпалер, так как в XV – XVI веках именно Брюссель был крупнейшим центром ковроткачества, и сотканные здесь шпалеры висят во многих замках и музеях разных европейских стран. Вот и в готическом дворце Алькасара Севильи есть так называемый Салон ковров, где представлены 6 шпалер из серии История завоевания Туниса (История Тунисской компании Карла V) . Вытканы они правда в XVIII веке на Королевской ковровой фабрике (Мадрид), но это копии брюссельской одноименной серии из 12 шпалер по картонам Яна Корнелизона Вермеена (с участием Питера Кука ван Альста), картонам, сделанным в Брюсселе и для брюссельской же мастерской Willem de Pannemaker. Сами картоны находятся сейчас в Венском музее истории искусств, а в севильской зале со шпалерами в лаконичном описании на английском языке, ни Брюссель, ни имена художников не упоминаются, а только имя Willem de Pannemaker. К счастью это имя мне показалось знакомым, как брюссельское, и в результате нашлась история создания этой серии.

Итак, Ян Корнелизон Вермеен родился в 1500 году в Харлеме (поэтому русская Вики называет его голландским живописцем), но работал, как придворный художник Маргариты Австрийской, а после ее смерти Марии Венгерской в Мехелене и Брюсселе (поэтому французская и испанская Вики называют его фламандским художником ). Ван Мандер в своей книге о художниках написал, что у Вермеена была длинная, кучерявая борода, которая придавала ему такой импозантный вид, что Карл V любил его представлять иностранцам ( интересно кого Ван Мандер в этом контексте считал иностранцами). К сожалению, на месте (в Салоне ковров) я об этом ничего не знала, поэтому не запечатлела включенные в шпалеры, как у многих художников того времени водилось, автопортреты, и показать вам его бороду не могу.
В 1535 году художник поехал в Испанию, чтобы присоединиться к войску Карла V, отправлявшемуся в Тунис. Во время компании он сделал множество набросков, которые вернувшись в Брюссель использовал, как я понимаю до конца жизни ( в 1559 году) и этим прославился. Картоны для шпалер были им созданы к 1546- 48 годах по заказу Марии Венгерской (сестры императора и тогдашней наместницы Нидерландов), они огромны, приблизительно 4 на 8 метров, каждый. С 1548 по 1554 годы в брюссельской мастерской были сотканы две серии шпалер (и для наместницы, и для ее брата). Эти первые шпалеры впоследствии хранились в Испании (в королевской коллекции), где пришли в негодность к концу XVIII века.
Серия имела такой успех, что шпалеры возили в Лондон, для декорации свадьбы наследника Филиппа и Марии Тюдор.
В 1564 году кардинал Гранвель ,архиепископ Малинский и участник подписания договора после взятия Голетты, заказал себе в той же мастерской шпалеру объединяющую сюжеты 3-ей (Высадка в Голетте) и 7-ой ( Взятие Голетты). В XVIII серия была дважды 'переиздана ' полностью в 1712 году для императора Карла VI, а для испанского короля Филиппа V в 1740 -ом. И вот 6 ковров именно из этой серии Филиппа V с 1929 года висят в Салоне ковров.

120420193559.jpeg

1.2 Засвеченный общий вид первой шпалеры серии. На ней карта, особенность которой в том, что сверху юг ( с Тунисом) , а снизу испанский, французский и итальянский берег Средиземного моря. С правой стороны Вермеен изобразил себя со свитком с надписью, крупно, почти в натуральную величину, но в интернете фотографии этой шпалеры без Вермеена (какая жалость, что я его не сняла).

120420193570.jpeg
1.3 Кайма 1-ой шпалеры с морем и надписью

120420193567.jpeg
1.4 Довольно крупный фрагмент (может быть самый крупный на моих фото) с французскими городами Марсель, Тулон, Ница.

120420193564.jpeg
1.5фрагмент с почти углом.

120420193563.jpeg
1.6 Видимо картина боя.

120420193562.jpeg
1ю7 Довольно общий фрагмент с французским морем.

120420193571.jpeg
2.1Фрагмент шпалеры( № 10) с освобождением христианских пленников и ногами Вермеена ( вверху справа в синей тунике). Двух женщин (одна из которых беременна) выкупает богатый испанец у местного богача, чтобы увезти с собой. На заднем плане этой шпалеры разграбление и пожар взятой Голетты( фото нет).

IMG_4884.jpeg
2.2 Фрагмент той же шпалеры правее первого

IMG_4883.jpeg
3.1Самый общий фрагмент с рыбалкой шпалеры №12 ( отплытие из Туниса). Я сосредоточилась на рыбалке на фоне скелетов, которые видимо символизируют погибших в бою. С рыбалкой тоже не все ясно, некоторые считают, что это иллюстрация того, что Карл оставил местных вылавливать своих мертвецов из воды ( есть соответствующия цитата очевидца србытий). Но я решила, что это просто рыбалка, мертвые еще не прибраны, но жизнь идет своим чередом, живым же кушать надо.



IMG_4882.jpeg
3.2Чуть ближе тот же ковер и фрагмент


120420193572.jpeg
3.3 Еще крупнее.



Posts from This Journal by “шпалеры” Tag

  • Бон: шпалеры Мильфлёр.

    1.1 Фрагмент каймы шпалеры из цикла Жизнь Девым Марии. Мильфлёр - тип шпалер с фоном усыпанным цветами, частный случай так называемых вердюр (…

  • Цвета Бургундии.

    1.Винная дорога Бургундии (где-то на уровне Вольне). Вернулись из блиц-путешествия по Бургундии. За пять дней было много городов, городков,…

  • Юный барабанщик.

    Фрагмент каймы брюссельской шпалеры Оплакивание Христа по картону Бернара Ван Орлея. Эти играющие путти на шпалере с таким сюжетом озадачивают и уж…

  • Осенняя рапсодия Фландрии.

    специально для OdnovrЕmennO В эту субботу мы сдрузьями поехали в Ауденарде на выставку тамошнего уроженца Адриана Брауэра. Выставка…

  • Нарбонна: Брюссельская шпалера.

    Первый эпизод брюссельской шпалеры конца XV века " Сотворение мира", шелк, шерсть, золото. Эпизод 1 (центральный). Бог восседает в вечном сиянии…



  • 1
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Еще искусство должно быть.

У меня не хватает воображения. Что это на последних картинах: то ли змеи гигантские, то ли стволы деревьев???

Ты знаешь, на месте в Севилье я решила, что это заборчики невысокие, но ты права, у них какая-то фантастическая структура выявляется на фотографиях. Это точно не змеи, единственное, что могу сказать:)

История взятия Туниса в шпалерах


Очень интересные работы, но я бы без твоих пояснений не поняла, что там вообще происходит.

Ну это нормально, мне самой не все понятно:) Про что-то я нашла какие-то подробности, а про другое увы.

Они на месте могли бы и побольше написать, а то я все уже дома на французском нашла в интернете.

Люблю шпалеры, но этих даже репродукций никогда не видела.

Ковер-карта есть на испанском сайте Алькасара в разделе Салон ковров, но там Вермеен со сврей бородой обрезан:)

Я говорю о шпалерах.

Так и я о шпалерах!

как ты глубоко копаешь!!!

Какие скелетики роскошные...

Да, я на них и запала:)

Вот такие мы добрые девочки! :)

  • 1