bruxelloise_ru (bruxelloise_ru) wrote,
bruxelloise_ru
bruxelloise_ru

Семюр: сцепление понятий и образов.

IMG_6228v.jpeg
1.
П.В.Анненков в одном из писем И.С.Тургеневу из Брюсселя (почему я собственно эти письма и читала) употребил такой оборот: по сцеплению понятий мне приходит на ум. Не знаю, было ли в те времена общепринятым так писать, или это личная находка Павла Васильевича, но мне “сцепление понятий” показалось настолько емким и уместным для рассказа о моих разнонаправленных впечатлениях от пребывания в Семюре, что я его вынесла в заголовок (прибавив от себя образы, потому что без образов я, сами понимаете, никак не могу).

В Семюр мы приехали к вечеру, как и обещали хозяйке, снятого на 2 ночи “гостевого дома“, Саре. Жилье нас не разочаровало (все-таки несмотря на картинки и отзывы, это всегда немного кот в мешке). Оказалось, что наше временное пристанище - в очень живописном месте : под скалой розового гранита (на которой расположена самая интересная часть города), на берегу речки, почти у моста Pinard (ну об этом можно было догадаться и по названию Etape du Pont Pinard ) и с роскошным видом на старые городские укрепления и этот мост. Мы почти сразу, только занеся вещи и поговорив с Сарой, отправились наверх в город ужинать (кстати тем, у кого проблемы с лестницами, это место не покажется таким же исключительно удачным, каким оно кажется нам). Но вид на меня тут же произвел впечатление. Не успели мы дойти до первого из рекомендованных Сарой адресов , как я этот самый вид узнала на какой-то афише. Какой-то? Это же наш Франсуа Схейтен, удивилась я , прочтя имя поверх нарисованных башен Семюра. Вот это номер, наш здешний вид на рисунке нашего брюссельского Ф.Схейтена, на анонсе благотворительной распродажи его графики. Ну на сам аукцион, мы конечно и не стремились, но посмотреть на его работы можно было как раз на следующий день, что тут же было и запланировано. Как потом я уже выяснила, в прошлом году Les Amis de la Fontaignotte при поддержке городских властей запустили программу “Художник в городе” со Схейтеном: его работы в большом формате все лето 2018 висели на разных стенах старого города, и именно их в этом году выставили все вместе на один день, перед продажей. А la Fontaignotte - это ресторан, в котором мы собирались поужинать. Правда в тот вечер, мест у них уже не было, мы зарезервировали на следующий, и отправились в другое место, тоже рекомендованное Сарой, с традиционной бургундской кухней.

Это было удачно, именно в тот вечер спецпредложением от шефа было Мясо по-бургундски. Мы никогда раньше его не пробовали, но вот услышала я впервые о нем аж в 1980 году и отнюдь не в Бургундии, а в Малых Карелах. Из-за Олимпиады учебный год в МГУ закончился на месяц раньше, поэтому квартерьеры ССО Соловки , в числе которых была и я, прибыли в Архангельск в мае, когда навигационный сезон еще не начался. В ожидании первого корабля на Соловки , мы провели несколько дней, работая в музее деревянного зодчества Малые Карелы, под Архангельском. Не плотницкой работы там было не густо, и каменщик Н. был откомандирован в один из домов-экспонатов не то чинить, не то перекладывать печь, а нас с подругой отправили у него спросить не надо ли эту печку потом будет обмазать и побелить. В итоге оказалось не нужно, но перед тем, как нас отослать, Н. нам подробно и даже смачно рассказал, как готовится мясо по-бургундски. Сейчас такой разговор у печки меня бы ничуть не удивил, в конце концов , чтобы долго тушить говядину русская печь априори прекрасно подходит. Но тогда и там - это было настолько сюрно, что крепко запомнилось! И вот не прошло и 40 лет, как я это блюдо попробовала в исполнении бургундского шефа !

Так Схейтен и мясо по-бургундски сделали ‘мой Семюр’, еще до того, как я его толком осмотрела и хоть что-нибудь отфотографировала. Случай узнать город поближе мне представился на следующее утро, когда я отправилась за круассанами, оставив мужа досыпать, не только не посмотрев заранее на карте, где находится булочная-пекарня, но и оставив дома телефон. Где-то через час, если не больше, я вернулась с круассанами, изрядно побегав по городу в их поисках, пообщавшись на разных этапах этих поисков с 3 местными жителями, очень довольная собой, но с ощущением, что я уже все в этом городе видела. Поэтому в отчете много слов, но не так много фотографий. Потому же нет ни одной фотографии с общим видом коллегиальной церкви Нотр Дам (XIII – XV- XVI веков постройки), хотя внутри ее мне все было в новинку.

Каждый путешествующий по Франции не может не столкнуться с двумя именами : Вобана и Виоле-ле Дюка. Первый, военный инженер и маршал Людовика XIV, построил или перестроил около сотни цитаделей, второй, архитектор-реставратор XIX века, реставрировал или реконструировал множество всего (из самых известных его работ Парижская Нотр Дам и Каркассон). Вот и в Семюре они оба отметились. Цитадель Семюра была построена задолго до Вобана и к его времени потеряла какое-либо стратегическое значение, так что все что осталось (4 башни-донжона) никак с ним не связано. В Семюре он учился в колледже у Кармелитов.
Виоле ле Дюк же раставрировал местную церковь Нотр Дам.
IMG_6218.jpeg
2.Фрагмент прошлогодней афиши Ф.Схейтена.

IMG_6225.jpeg
3. Тот же вид на фотографии.

IMG_6217.jpeg
4. Афиша полностью.

IMG_6225v.jpeg
5. Мост Pinard.

IMG_6182.jpeg
6. Вид с моста.

IMG_6183.jpeg
7. Еще один вид с моста.

IMG_6183v.jpeg
8. Он же немного приглушенный.

IMG_6184.jpeg
9. Вид с моста на другую башню, под которой мы можно сказать жили.

IMG_6213.jpeg
10. Центр города с ресторанами.

IMG_6215.jpeg
11. На выставке работ Ф.Схейтена, которые прошлым летом были развешены по всему Семюру. Крайний слева - это Дворец Юстиции (Брюсселя) в 2050 году.

IMG_6216.jpeg
12. Там же
IMG_6219.jpeg
13. Богоматерь с виноградом в Семюре очень похожа на Кормящую - из Флавиньи, которую я вам уже показывала, то же лицо у матери, та же фигура и пяточки у младенца, явно местная бургундская скульптура.
IMG_6220.jpeg
14. Это капелла Богоматери, с 4 старыми витражами по бокам и в центре реконструкция Виоле ле Дюка (на глаз они меньше отличались, фотоаппарат новый витраж засветил).
При капелле была табличка с пояснениями, которые меня позабавили, заставив вспомнить литературный анекдот : Однажды Гоголь написал роман. Сатирический. Про одного хорошего человека, попавшего в лагерь на Колыму. Начальника лагеря зовут Николай Павлович (намёк на царя). И вот он с помощью уголовников травит этого хорошего человека и доводит его до смерти. Гоголь назвал роман “Герой нашего времени”. Подписался: “Пушкин.” И отнёс Тургеневу, чтобы напечатать в журнале.
Тургенев был человек робкий. Он прочёл роман и покрылся холодным потом. Решил скорее всё отредактировать. И отредактировал.
Место действия он перенёc на Кавказ, Заключённого заменил офицером. Вместо уголовников у него стали красивые девушки, и не они обижают героя, а он их. Николая Павловича он переименовал в Максим Максимыча. Зачеркнул “Пушкин” и написал “Лермонтов”. Поскорее отправил рукопись в редакцию, отёр холодный пот и лёг спать.
Вдруг посреди сладкого сна его пронзила кошмарная мысль. Название! Название-то он не изменил! Тут же, почти не одеваясь, он уехал в Баден-Баден.

Виоле ле Дюк тоже все “отредактировал“, ну или тоже почти все. Капелла до него называлась Св. Марии-Магдалены. Он привез из Парижа копию тамошней Мадонны, подарил ее церкви, поместил ее в этой часовне и соответственно переименовал, в капеллу Нотр Дам. Мало того, что он сменил персонаж, да еще и скульптура парижская, совсем не местной стилистики (см.выше). Но вот авторам пояснений, простодушно все это изложившим, большое человеческое спасибо, и анекдот, кстати из любимых, напомнили.

И живописи прибавлю. Эмиль Бернар (Émile Bernard): Семюр-ан-Осуа (Semur-en-Auxois),1907. Этот вид я совсем не снимала, здесь, кстати и церковь можно разглядеть.
IMG_6185.jpeg
15.

Эмиль Бернар (Émile Bernard) Вид Семюра (Vue de Semur),между 1906 и 1908.
IMG_6224.jpeg
16. Прощальный взгляд.

И да, этот город в 14 старых фильмах фигурировал, например в франко-итальянских Трех мушкетерах 1961 года.
Tags: Бургундия, Франция, живопись, личности, мои фото, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Франция” Tag

  • Бон: шпалеры Мильфлёр.

    1.1 Фрагмент каймы шпалеры из цикла Жизнь Девым Марии. Мильфлёр - тип шпалер с фоном усыпанным цветами, частный случай так называемых вердюр (…

  • Цвета Бургундии.

    1.Винная дорога Бургундии (где-то на уровне Вольне). Вернулись из блиц-путешествия по Бургундии. За пять дней было много городов, городков,…

  • Краткое содержание 2018.

    По традиции подвожу итоги ЖЖ-года по темам. Если всего постов я написала меньше (72), то избранного получилось больше (31): О Брюсселе :…

  • Большой театр Бордо.

    Вот для #городаивесиБ еще один свой должок напишу, пока юбилейный для Мариуса Ивановича год не закончился. Большой театр Бордо мне был интересен…

  • Каллы и чертополох.

    1.1 Дом с каллами (33 rue du Champs de Mars) архитектора Луи-Октава Ракена - исключительно цельный пример парижского ар-нуво. И каменный и…

  • Знакомьтесь - архитектор Гектор Гимар! (2)

    После явного успеха Кастель Беранже Гимар получает много заказов на постройку вилл (не в Париже), большая часть из которых не сохранилась. Кроме…

  • Знакомьтесь - архитектор Гектор Гимар!

    1.Знакомство с Гектором Гимаром логично начинать с Замка Беранже, на котором впервые обнаружился "стиль Гимар". Мне давно хотелось рассмотреть и…

  • Здесь покоится ...

    Здесь покоится графиня де Сегюр. В одной из близлежащих к Оре коммун (Плюнере) похоронена графиня де Сегюр, известная французская детская…

  • Каникулы в Бретани.

    Уже знакомый вам порт Сен-Густан, где мы провели неделю. Но и по дороге туда, и пока там жили, и на обратном пути мы куда-то заезжали и что-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments