?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Брюссель – Брейгелю : взамен могильных роз.
bruxelloise_ru
IMG_6507.jpeg
9 сентября исполнилось 450 лет со дня смерти Питера Брейгеля старшего. Дата широко отмечается , 2019 – год Брейгеля в Бельгии. Специалистами было много чего и сказано, и написано, и представлено к этому юбилею и на лекциях, и в книгах , и в статьях. Брюссель же расстарался в своем духе, соединивши трудносоединимое, высокое искусство с уличным, а квест с церковным интерьером. Я же, еще в июне побывавшая на двух лекциях : Брюссельский период в творчестве Брейгеля (Leen Huet) и Брюссель во времена Брейгеля (Roel Jacobs), сейчас тоже решила сделать микс по-брюссельски , объединив впечатления от этих лекций с фотографиями уличных фресок и элементами квеста в Шапели (церкви Богоматери в часовне). Кто со мной?

У искусствоведа и писательницы Лин Хуэт (Leen Huet) в 2016 году вышла книга-биография Брейгеля, к сожалению, французского перевода ее еще нет. Тем интересней было послушать ее по-французски в музее города. Я все же надеюсь когда-нибудь прочесть эту попытку научной биографии, поэтому здесь ограничусь обсуждением только двух картин: Падение мятежных ангелов и Безумная Грета, с привлечением версий Тины Меганк (далее Т.М.) , на которую Лина Хуэт ( далее Л.Х.) в своей лекции ссылалась (вообще эти ее четкие ссылки на коллег в публичной лекции на неродном языке вызвали мое огромное уважение).
Не могу не отметить, что обе исследовательницы творчества Брейгеля , и Л.Х., и Т.М., мягко, но решительно , отвергают столь популярную в среде советской и российской интеллигенции легенду о мятежном народном художнике, который кистью боролся с режимом, называя ее романтическим изобретением молодой Бельгии, абсолютно нереалистичным с научной точки зрения.

Падение мятежных ангелов было написано Брейгелем в 1562 году перед переездом в Брюссель. Т.М. убеждена, что переехал художник к кардиналу Гранвелла, который был его главным благодетелем. Многие задаются вопросом, как вообще Брейгель сводил концы с концами, не зарабатывая ни заказными портретами, ни алтарными росписями, ни картонами для шпалер, не будучи ни придворным художником, как его учитель Куке ван Альст , и учитель его учителя Бернар Ван Орлей, ни городским, как Рогиер ван дер Вейден. Напрашивается ответ, что только благодаря богатому и щедрому меценату с художественным чутьем, каким был кардинал Гранвелла. Но поскольку в национальной истории кардинал давно и прочно прописан среди "плохих парней " во главе с Филипом II, то его имя в связи с национальным художником стараются лишний раз не упоминать, замучаешься объяснять почему он (Гранвелла) все-таки плохой, если он такой хороший. Да и про Брейгеля приходится тогда оправдываться, что он не был на службе у режима (вы все не так поняли), а просто у него живопись многослойная и в каком-то слое можно найти " фигу в кармане", хотя об открытой критике Габсбургов не может быть и речи, увы. Поэтому можете себе представить, как меня ошеломила версия Т.М. в изложении Л.Х. , по которой получалось так, что Брейгель написал Падение мятежных ангелов, не только по заказу Гранвелла, но и в качестве ответа на Сад земных наслаждений Босха (сейчас в Прадо), который был тогда в брюссельском дворце Нассау (сейчас на его месте дворец Карла Лотарингского и здание Государственной библиотеки Бельгии), и достался вместе с наследством Нассау-Оранских Вильгельму Оранскому, который в 1562 году еще конечно и не думал выступать против своего короля Филипа II, но им с кардиналом уже стало тесно на политическом Олимпе Испанских Нидерландов. То есть это не просто поединок Добра со Злом, а еще и Гранвелла (Св. Михаила) с Люцефером (Оранским) и даже Брейгеля с Босхом. Нетрудно догадаться кто победит!

То, что Брейгель Гранвеллу - Св.Михаила изобразил железным Феликсом (зачеркнуто) флюгером с брюссельской Ратуши добавляет картине пикантности, но вряд ли могло задеть кардинала. Напротив, это может быть еще одним противопоставлением, а именно несгибаемая добродетель кардинала от Брейгеля против порока сладострастия сада наслаждений Босха (и 16 детей Оранского в уме). Этот абзац – мое личное развитие темы, если что, хотя про сходство с флюгером и Т.М. упоминала.

IMG_6498.jpeg
Среди граффити Маршрута Брейгеля, конечно нашлось и сюжетно довольно близкое воспроизведение фрагмента Падения мятежных ангелов, автор (Fred Lebbe - Farm Prod (BE)) представил свою работу, как оммаж Брейгелю, выполненный аэрозольными красками. Я так поняла , что у автора даже курс по технике граффити на фейсбуке есть, так что здесь акцент именно на это.

IMG_6421.jpeg
В церкви Богоматери в часовне, где Брейгеля с женой венчали, и где они оба были похоронены, с начала года проходит выставка-квест : найти сбежавшие с картин Брейгеля (только тех, что в Бельгии) персонажи. С картины Падение мятежных ангелов сбежало три: один ангел из войска Св.Михаила, и два монстрика.

IMG_6419.jpeg
Этого и на картине и в церкви не сразу найдешь.

IMG_6430.jpeg
А этого монстрика на картине вы найдете легко.

IMG_6558.jpeg
Возвращаемся на улицы Брюсселя. Хотя эта роспись , согласно автору (Hell’O (BE)) отталкивалась от гравюры, а не от живописной работы, но мне кажется , что она обыгрывает тему совсем не страшных монстров Брейгеля, которым, по меткому замечанию Оксаны Санжаровой, хочется молочка в мисочку налить.
IMG_6559.jpeg
Вот они какие веселые и милые!


Безумная Грета.
Картина была отреставрирована в Брюсселе, перед тем как отправилась на выставку в Вене. И в ходе этой реставрации обнаружились две интересные вещи. Во-первых нашли дату 1563 , то есть с большой вероятностью она была написана уже в Брюсселе, и уж точно после Падения мятежных ангелов (с точки зрения Т.М. это единый цикл, а значит и один заказчик). И во-вторых надпись с названием была сделана не Брейгелем. То есть никакой связи с одноименной пушкой он сам не подразумевал. И вообще Л.Х. отметила такую закономерность, что самые сюжетно страшные, босхоподобные картины художник написал в период наибольшего экономического благоденствия Нидерландов (испанских) и в мирное время, а чем больше громыхало вокруг, тем пасторальней становилась его живопись.

Просто восхитило меня собственное предположение Л.Х. (которое она еще в книге изложила, но я впервые услышала на лекции), что персонаж Безумной Греты вдохновлен Гигантами (гигантскими куклами) шествий (Оммеганга, например). Это кажется настолько верным, и по масштабу, и по такой специфической страшноватости, и по деталям костюма, что даже удивительно, как это мне самой не пришло в голову. И кстати это не противоречит ни версии, что Грета - фольклорный персонаж, ни даже версии, что Брейгель свою тещу так изобразил. Не помню, были ли где-нибудь тещи в ассортименте Гигантов, но папа, мама, бабка, дед — есть . И свадьбы Гигантов довольно рано появились, как сюжет, а где жена, там и теща .

Поскольку Безумная Грета находится в Антверпене в музее Mayer van den Bergh, то и с ее персонажами можно столкнуться в церкви, где похоронен Брейгель.
IMG_6425.jpeg
И на мой вкус, они из самых удачных и по воплощению, и по размещению.
IMG_6427.jpeg
Теперь посмотрим еще несколько стенок из маршрута Брейгеля.

IIMG_6503.jpeg
Вот эта стенка ( Farm Prod (BE) ) на улице Барона В.Орта временная (до конца октября), так что спешите видеть.
IMG_6509.jpeg
Еще один фрагмент той же стенки.

IMG_6508.jpeg
И еще один.

IMG_6511.jpeg
Большая часть маршрута Брейгеля проходит по Маролю. Это переложение на современные реалии Свадебных танцев . Автор Lazoo (FR) – француз.
IMG_6513.jpeg

IMG_6537.jpeg
Автор этой работы (Piotr Szlachta - Farm Prod (PL)) вдохновлялся Бегством в Египет.

IMG_6538.jpeg
Тоже, как видите , современное прочтение: пара мигрантов пересекает воображаемую границу страны обетованной (Евросоюза).

IMG_6527.jpeg
Автор (Kim Demane – Delicious Brains (SE)) вдохновлялся Вавилонской башней.

IMG_6517.jpeg
Эта фреска на мой взгляд самая спорная, на такой картине потоптаться! Автор (Guillaume Desmarets - Farm Prod (BE)) отразил свое восхищение бытовыми сценами и оттенком сюрреалистичности Охотников на снегу. Сюрреалистичности? Некоторая фантастичность, пожалуй, и то может быть из-за Соляриса Тарковского, где этот шедевр Брейгеля показан.

Полностью маршрут Брейгеля с адресами можно найти по Parcours Bruegel, я показала больше половины, но не все.


IMG_6432.jpeg
Без комментариев.
А вам что понравилось/не понравилось?

Posts from This Journal by “Брейгель” Tag

  • Осенний калейдоскоп.

    Колесо обозрения поставили на смотровой площадке перед Дворцом правосудия пока временно, до конца ноября, но после Зимних удовольствий его возможно…

  • Брейгель, как праздник.

    1. Признаться, название костюма Манекена 20 сентября, Гигант Брейгель (Géant Breugel), даже меня сначала озадачило. Ну Брейгель, конечно, гигант,…

  • Саморекламы пост.

    Трипстер опубликовал мою экскурсию по Брюсселю Брейгеля.

  • Брюссель и Брейгель.

    В сентябре нынешнего 2019 года исполняется 450 лет со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. К этой дате приурочены и нашумевшая выставка в Вене и…

  • На что смотрят дети?

    Угадайте, на что смотрят дети на экскурсии в Брюсселе? Ответы пока скриню.

  • Сближения.

    Центральный фрагмент картины Питера Брейгеля старшего Падение мятежных ангелов, с фигурой Архангела Михаила и дьяволом. Картина в коллекции…

  • Брейгель к Рождеству.

    По примеру bergberg решила наполнить ленту местным прекрасным, а именно Брейгелем, а так как затянула почти до Рождества, то Брейгелем…

  • Рождество Христа в Брюсселе.

    Так называется рождественский вертеп в церкви Св.Николая, который с декабря 2015 вернулся в эту церковь на постоянной основе. Правильное решение,…

  • А корабль все плывет...

    Под солнцем белели ноги, уходя в зеленое лоно Воды, а изящный корабль, с которого не могли Не видеть, как мальчик падает с небосклона, Был занят…



  • 1
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Искусство.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Очень интересно! Спасибо большое.
Всё понравилось, хотя...я не большая поклонница "искусства в массы" таким необычным образом типа Монстрика везде.)

Удивил пинок в сторону нашей интеллигенции: я никогда не читала критиков, примеривающих на Брейгеля "красные революционные шаровары".
Хотя он , безусловно, был революционером, но это не в смысле "Красного Октября")))).
А вот про спор с Босхом всегда знала, как и про "Что делать" Чернышевского (единственный роман философа, но не писателя) как спор с Тургеневым и его "Отцами и детьми".
Так что "в эти выборы" уж точно мы не вмешивались, русские интеллигенты всех национальностей))).

Похоже "искусство в массы" - это тренд, и такого рода проекты -- точка роста современного искусства, нравится нам это или нет, нам - потому что я себя к большим поклонницам тоже не отношу:)
Пинок был не про "красные революционные шаровары", его скорее подгоняют под антииспанского диссидента, во всех работах видя сатиру "на злых испанцев" и этим отличаются не только русские интеллигенты всех национальностей, но и фламандские националисты, и если это читается именно как пинок, то пинок этот националистам.

очень интересно, спасибо!:)
из "переложений" мне как раз Охотники больше всего понравились!) своей общей органичностью и какой-то особенной самостоятельной красотой!)
про "российскую интеллигенцию" согласен с предыдущим оратором:).. тут зачем-то вся она смешивается с официальной советской идеологичностью, шо, конечно, имело свои неизбежные последствия, но все ж не до такой степени аналогичности:))
и про "спор" с Босхом несколько туманно, лично для меня, и сумнительно:).. тут еше бы с Босхом сначала разобраться, шо он хотел сказать, собственно, и имел в виду, шоб потом говорить об каких-то противопоставлениях именно, а не о влияниях..
Да и с " железным Феликсом".. с "несгибаемой добродетелью" флюгера..) как-то того.. не очень убедительно, по-моему.., как я ж она у него, когда его вертит именно по ветру.., и завсегда флюгер был как раз символом приспособленчества и конформизма)
впрочем, я тут не специалист, конечно)) но тема очень интересная, конечно.. спасибо!:)

Всегда рада!
Охотники красивы по цвету, да, согласна. А вы разглядели, что вместо собак у него гигантские крысы?

Спасибо вам с предыдущим оратором, что не прошли мимо и написали, исправлять не буду, но учту, что читается не так, как я хотела написать. Просто эти дамы-искусствоведы на мой взгляд пошли против штампа ( который и на русском языке принят), что вызывает уважение. Но ирония моя была направлена против штампа фламандских националистов, и клеймить "российскую интеллигенцию" совершенно в мои планы не входило.

Это , кстати , очень интересно, но никто из местных не видит ничего смешного, в том, что Архангел - флюгер, или в названии тупик Верности, в отличие от наших людей. И ведь во французском и флюгер, и тупик, употребляются не только в прямом смысле, но и метафорическом.

Спасибо большое, очень интересно. А что понравилось — конечно же сам Брейгель. Я не большая любительница "современных прочтений" и "вариаций на тему".

Рада, что интересно! Но "современные прочтения " и "вариации на тему" теснят со всех сторон:)

Нужно быть некоторым образом специалистом, или хотя бы заинтересованным лицом,  чтобы оценить увиденное в категориях "нравится- не нравится ". Но интересно - это да.


Спасибо! Хорошо, что интересно!

Как же мне в жизни повезло, что я так классно поездил, и обе эти картипны видел! Да еще и не один раз. И с тобой познакомился. Тоже здорово.

Да, картины классные! Ты мне прям как орден вручил, поставив знакомство со мной рядом с такими картинами!

Прям хочется после этого поста все бросить и опять ехать в Брюссель:)
Спасибо!

Подождите, может после следующего ( о выставке в марольском центре искусства) еще больше захочется:)

Спасибо:) Очень интересно и многое очень необычно для нашего глаза.

Всегда рада! Для моего тоже квест в церкви очень необычен.

Спасибо. Лея, очень интересно!

ПРиятно , что интересно, Надя!

То есть это не просто поединок Добра со Злом, а еще и Гр

Большим художникам редко удавалось быть "над схваткой" - и раньше, и сейчас.

Очень интересный способ популяризации искусства Брейгеля нашли в Брюсселе

Re: То есть это не просто поединок Добра со Злом, а еще и

Мне кажется по существу как раз большой художник должен быть "над схваткой", другое дело, что не продается вдохновенье, но картину можно и нужно продать. Да и потомки толкуют наследие как кому нравится, исходя из нвнешних нужд:)

Большое спасибо за интереснейший обзор! Мне, как в комментарии выше, тоже захотелось срочно в Брюссель, чтобы увидеть собственными глазами). К популяризации отношусь двойственно, но так рассуждаю, что лучше пусть будет, чем не будет - в поисках нового обязательно появляется что-то стоящее.

Всегда рада!лучше пусть будет, "чем не будет - в поисках нового обязательно появляется что-то стоящее" - очень разумный подход!

С удовольствием бы прошлась по такому маршруту, мне нравятся его картины. Мы видели несколько в Вене, но хотелось бы в комплексе и с рассказом о художнике.

О Брейгеле трудно рвссказать, ничего по большому счету неизвестно, вот все и изгаляются, кто как хочет:)

Граффити совершенно прелестны.
Я люблю, когда стены весело расписывают.
Всё-таки у вас тоже мрачных дней достаточно.

Ох, достаточно. Итальянцам и испанцам, и прочим южным людям здесь очень не хватает солнца.

Забавная интерпретация работ Брейгеля)
Современное прочтение Бегства в Египет и Охотников понравились)

Могу ссылку (только с нидерландским текстом) на Тину Меганк прислать.
Прочтение охотников ни сколько современное, сколько фантастическое, автор изобразил охотников на гигантских крыс, которые бредут за розовым дымком из колб на поясах охотников:)

  • 1