
Музей Магритта преобразился к своему десятилетниму юбилею. А в Королевском музее изящных искусств в честь этой даты проходит выставка Дали и Магритт: диалог двух икон сюрреализма. На выставке, вопреки моим опасениям, разрешают фотографировать, правда что-нибудь вразумительно снять трудно (публики- не протолкнешься, освещение специфическое - все отсвечивает), но отчет все равно сделала, чтобы зафиксировать свои наблюдения и впечатления.

"Поцелуй " Магритта в качестве эпиграфа к рассказу о выставке. Видела эту картину раньше, но только сейчас обратила внимание, насколько внутренний пейзаж написан Магриттом в духе Дали, по цвету, и по пустынности с чередой мелких предметов.

Выставка неплохо документирована. В первом зале почти целая стена отдана на биографические заметки на разных языках. Кроме того есть книжечка- гид по выставке, на фотографии у половины зрителей этот гид в руках. Я его уже дома прочла, на выставке просто смотрела и фотографировала, это конечно совершенно не каталог. Впрочем каталог там тоже можно было посмотреть.

Магритт на несколько лет старше Дали, оба они начинали не с сюрреализма, но пришли к нему практически одновременно в 1926 и 1927 годах. Познакомились они в 1929 году в Париже в кругу французских сюрреалистов. Уже тогда оба шли каждый к своему персональному стилю в сюрреализме, отличному от "прописей"Бретона. Летом же 1929 года Магритт с женой были по приглашению Дали в Кадакесе, кроме них там были Поль и Гала Элюар, то есть Магритт был свидетелем первой встречи Дали и Гала, в том же году Гала ушла от Элюара к Дали. Магритт написал в Кадакесе "Le temps menaçant" ( Угрожающая погода). Картину не удалось получить на выставку, но организаторы сделали Комнату с облаками по ее мотивам. На этом полотне Магритта в небе над заливом Кадакеса парят облачные женский торс, труба и стул.

Вообще же небо с облаками – один из постоянных образов Магритта. Не случайно именно на нем в окнах Музея Магритта изображены другие узнаваемые образы художника.

Картину Магритта с облаками на окне (Телескоп. 1963. ) привезли на выставку из Хьюстона. Кроме фирменного неба Магритта здесь есть тема ВНУТРИ /СНАРУЖИ по которой на выставке сопоставляются две следующие картины:

Р.Магритт. Неожиданный ответ. 1933

Сальвадор Дали. 1934.
Здесь на фоне приморского пейзажа дверь в фигуре сидящей женщины, а пролом с силуэтом рядом стоящих вещей в тумбочке на берегу.
Следующая цепочка сопоставлений озаглавлена (на выставке) Объекты/ПЛАМЯ

Р. Магритт . Открытие огня. ( 1934-1935)

Сальвадор Дали. Иллюстрация к сценарию сюрреалистического фильма( который не был поставлен) Ужин в пустыне , освещаемый жирафами в огне. 1937.

Р.Магритт. Хрустальная ваза. 1946
ГИБКОСТЬ /ЖЕЛАНИЕ:

Р.Магритт. Сезон путешествий 1927

С.Дали. Рождение жидкого желания( влечения) , фрагмент. 1932.

С.Дали. Рождение жидкого желания( влечения) , фрагмент.

С.Дали. На этом фрагменте той же картины обратите внимание на часы , которые позволяют нам перейти к следующей картине Магритта

Р. Магритт Отражение времени. 1928

С.Дали. Память женщины-ребенка. 1932.
Здесь и время, и часы, и мягкие окошки с небом и пейзажем ( у Магритта в левом окошке написано по-французски небо).

С.Дали. Фрагмент Памяти женщины-ребенка с ключиком, таким себе вполне Магритта.

На выставке картины с этим ключом Магритта не было, вот вам в окошке музея.

Возвращаемся к Дали. Еще один фрагмент Памяти женщины-ребенка .

И еще один с жениной и деревом, от которых мы перейдем к Магритту:

Использование слов. 1927-1929. Написано ( снизу вверх) : дерево, тело женщины, орудие или канон.

Надпись тело женщины в окне музея.

С.Дали. Пара , в головах которых облака. 1936

Р.Магритт. Гигантские дни. 1928
Сдедующая тройка под рубрикой ИСКУШЕНИЕ/ЛАЗУРЬ

Р.Магритт. Покушение. 1932

С.Дали . Искушение Св. Антония, фрагмент с женским бюстом. 1946

Р.Магритт. Ступени лета. 1936
Под рубрикой ПЕЙЗАЖИ:

Картина Магритта (Благовещение) 1930 года – отсылка к Острову мертвых Арнольда Беклина( швейцапского художника -символиста XIX века).

С.Дали . Западный двор острова мертвых Беклина. 1934
Дали прямо в названии дает ссылку на ту же картину Беклина.
Ну еще пара " высказываний":

Р.Магритт. Вечность. 1935

С.Дали. Старость, юность, детство ( три возраста). 1940
И наконец

Сюрреалистическая композиция символического назначения – туфля Гала. 1931

Р.Магритт. Бог не святой. 1935-1936.
Это конечно далеко не все "диалоги" представленные на выставке, но самые на мой вкус интересные.