
Когда же юность легким дымом
Умчит веселья юных дней,
Тогда у старости отымем
Все, что отымется у ней.
Лет десять назад приезжал в Брюссель С.Юрский с поэтическим моноспектаклем, читал в том числе стихотворение Парни À mes amis по-французски и перевод Пушкина. И настолько у Алексанра Сергеевича по-русски это получилось задорней и энергичней, чем у Парни, что крепко запомнилось. С тех пор “Все, что отымется у ей” у нас в ходу.
Наше июльское путешествие было ради недели в Бретани, но и по дороге туда, и по дороге обратно получилось что-то посмотреть. Итак краткое содержание и выводы о специфике путешествий между двумя волнами короны.
День заезда в бретанский домик – суббота, но наше путешествие началось в пятницу, ночевка зарезервирована в Мансе, и была возможность заехать в Живерни.

Мы давно и часто путешествуем по Франции, но как-то так получилось, что до сих пор не были в Живерни. И вот наконец нашли время и место (зачеркнуто) , заехали. И я очень рада, что наш первый выход в свет, после четырех месяцев самоизоляции и самоограничений, случился именно там. Хорошая погода, море цветов и цвета. И организация посещений садов и дома К.Моне и особенно тамошний персонал , оставили самое приятное впечатление. Купить билеты на месте в этом сезоне нельзя, билеты продаются только он-лайн на сеанс по времени, и на каждый сеанс не больше 10 человек. Пускают с распечатанным билетом и в маске, а на входе в каждый из отделов (два сада и дом) прыскают посетителям на руки дезинфицирующее средство. Все это спокойно, доброжелательно, без лишней суеты и запрещений. Народу было на мой взгляд много, но говорят, что обычно в это время года у них бывает в три раза больше. Так что можно сказать повезло!

Про собственно Сады и Дом будет отдельный пост.

В Мансе мы уже бывали раньше, но никогда не останавливались на ночь. Между тем их летний фестиваль света Ночные химеры довольно известен. Тема у них каждый год разная, этим летом фестиваль посвящен Сент Экзюпери (120 лет со дня рождения). И видела, и снимала подобные программы не раз, но таких портретов на дереве нигде не попадалось.

Деревня, где мы дышали морским воздухом, окунались (купанием это все-таки трудно назвать) и ели рыбу, на закате. Тоже повезло. Тем более, что за три недели до заезда, брали, что было, а оказалось хорошо!

Понт Авен.
От посещения городов в Бретани мы отказались, но продолжая тему деревень живописцев, съездили в Понт Авен, посетили там Музей Изобразительных искусств (картин Гогена там конечно нет, но пара рисунков есть), погуляли по Гогеновским местам, поланчевали в блинной Талисман и накупили Понт-авенских галет и прочих кулинарных достопримечательностей.

П.Гоген. Бретонки.
На обратном пути из Бретани в Брюссель мы посетили еще два места на Луаре: Candes-Saint-Martin и Аббатство Фонтевро.

Надгробия Плантагенетов в аббатстве Фонтевро.
История этого монастыря, одного из самых известных во Франции, несомненно заслуживает отдельного поста (надеюсь он будет), но его посещение обернулось таким разочарованием, что я тут же написала злобный отзыв в Гугл, где у аббатства, на мой взгляд совершенно не соответсвующая нынешнему положению дел, высокая отметка. Можно понять, что из-за короны посещение монастыря проходит по определенному маршруту, это везде сейчас так, и не все открыто, что тоже понятно. Но цена 11 евро (без экскурсии или аудиогида), подразумевает, что какая-то информация все же будет доступна посетителям. Но нет ничего, ни в буклете с маршрутом, ни по ходу маршрута, нет даже подписей с датами постройки, не говоря уже о каких-то видах в разные века, схемах или исторических справках. Больше всего информации в зале о тюрьме, которая была в монастыре 150 лет с Наполеоновских времен по 60-е годы прошлого века. И то, никакой привязки к конкретным помещениям (а где здесь был лагерный сортир?), ни сравнения с монастырем (у монахинь здесь было то-то, а у зэков то-то), ничего этого и в помине нет. При этом сам комплекс выглядит, как отстроенная только вчера реконструкция, никакого шарма старинных камней, никаких предметов культа, ни души, ни жизни во всем этом не наблюдается. Даже озеленение атриума не порадовало, уж на что я люблю цветы, озадачилась, то ли это запустение из-за короны, то ли бездарная попытка авангардной клумбы в духе современного искусства. Поэтому восторженные отзывы: Чувствуется дыхание веков, место проникнуто историей, безмерно удивили. Или людям очень повезло с экскурсией, потому что только нечеловечески сильный гид способен заставить что-то почувствовать в этом унылом макете в натуральную величину, или они зачем-то ‘симулируют оргазм ‘. Зачем?
Мысль о том, что это мы сами потеряли способность чувствовать, могла прийти в голову, если бы буквально перед посещением Фонтевро, и сразу же после, мы не наслаждались бы жизнью в деревне Candes-Saint-Martin на притоке Луары. В принципе мы туда приезжали поесть в рекомендованных хозяйкой шамбр дот заведениях, но попутно насладились не только кулинарными, но и природными, историческими и архитектурными примечательностями.

Фаршированные двуспоровые шампиньоны (наш ланч) в ресторане при музее грибов. И музей, и ресторан в залах и галереях, прорубленных в скалах известкового туфа. Сначала там были карьеры, потом в образовавшихся галереях располагались фермы шампиньонов, теперь там музей с рестораном при нем.

Ужин на площади у церкви Св. Мартина.

десерт там же

Церковь Saint-Martin de Candes (фрагмент самой ее интересной части, северного кармана) с гнездами ласточек.