Про июльское путешествие во Францию мне осталось написать только про Фонтевро (монастырь и тюрьму). Разумеется про Соловки (монастырь и лагерь особого назначения) я подумала еще во время посещения этого французского аббатства. Но про очерк П.Вайля о Соловках (в книге Карта родины) вспомнила только при подготовке отчета, размышляя о своем гневливом настроении в Фонтевро (Не такое ли было у Вайля на Соловках?). Очерк же я читала больше десяти лет назад,поэтому для начала я решила его перечитать, благо найти – не проблема.
Несколько цитат оттуда:
Об игумене Колычеве в монастыре рассказывают охотно, события же новейшей истории не то что замалчиваются, но не слишком проговариваются.
Другая на вопрос о лагерных обстоятельствах с досадой, что перебили на интересном, говорит: «Знаете, я не люблю перемешивать историю».
Лагерное прошлое Соловков коробит и церковь, и власть.
Сам то Вайль проговаривает лагерную тему, да так, что все остальное остается в тени. Про отношение церкви и власти я не в курсе, да это мне и не важно в данном контексте. Упрек экскурсоводам заставил задуматься. А хотят ли посетители монастыря, чтобы им проговаривали а-ля Вайль лагерную тему?
По моим брюссельским наблюдениям большая часть туристов настроена на позитивное содержание экскурсий и положительные эмоции. Сама я Фонтевро посещала не ради тюрьмы, а ради архитектуры и надгробий Плантагенетов. Еще одно знаменитое в прошлом французское аббатство, Клерво, основанное Бернаром Клервосским, ставшее тюрьмой в XIX веке, до сих пор ей и остается. Собственно для тюрьмы теперь используют построенные в XX веке здания, а историческая часть открыта для посещений. Интересной архитектуры там не сохранилось, но можно посмотреть детскую тюрьму XIX века. Хотите? Я определенно нет, хотя для интересующихся историей исправительных учреждений это должно быть очень любопытно.
Вы конечно можете сказать, что Бельгия и Франция – это одно, а Соловки совершенно другое. Мне трудно представить себя туристом на Соловках, экскурсоводом даже проще. Я перемешивать как раз люблю. Но про лагерь сейчас можно много чего прочесть, в том числе воспоминания. А в уникальном архитектурном комплексе логично акцент делать именно на нем. Собственно и в Фонтевро, я хотела бы получить иформацию такого же типа: когда и как построили, что с постройками было в период отсутствия монастыря, реставрация/реконструкция (когда и как). Естественно про людей, которые все это делали, которые в этом и этим жили. Так что для себя я на возникший вопрос ответила. А как ответите вы?
Хотели бы Вы, чтобы лагерная тема была доминирующей или хотя бы равноценной ?
Хотели бы Вы, чтобы тема тюрьмы была доминирующей или хотя бы равноценной?