Главное достижение Брюссельского фестиваля Ар-Нуво и Ар-Деко (БАНАД) 2021 года – то, что он состоялся. Обычно БАНАД проходит в марте, а в марте 2020 в последний момент в связи с локдауном он был перенесен на сентябрь, то есть, как потом выяснилось, на вторую волну и второй локдаун, с очевидным результатом. В этом году организаторы учли прошлогодний опыт неудач и сразу запланировали мероприятие на конец мая – начало июня.
Покупались визиты только онлайн, вакцинация уже началась, но санитарного пасса (QR- кода провакцинированных) еще не ввели. В Брюсселе еще были обязательны маски даже на улице, и были ограничения по количеству человек на экскурсии (не больше 10-ти).
Я купила себе три визита, по одному на викенд (и по одному на каждый из моих трех маршрутов по брюссельскому ар-нуво). Из них только собственный дом архитектора Поля Амесса впервые участвовал в БАНАД, в двух других я просто давно не была и там проводились какие-то работы, хочется держать руку на пульсе. В результате, один из них все-таки отменили (вернули деньги) – продали визитов больше, чем диктовали санитарные нормы на тот момент. Но два визита благополучнейшим образом состоялись, о чем я и докладываю с задержкой. Которая вызвана тем, что так как я очень умеренно участвовала в этом БАНАДе, то хотела дождаться каких-то общих цифр и заключений от организаторов, но не дождалась, публикую , что есть.
Первая картинка – это бонус, цветочек на доме ар-нуво на улице Жефа Ламбо, который я вам показывала (оказывается аж в 2012 году) голубеньким, перекрасили.
1.1 Собственный дом и архитектурное ателье Поль Амесс и братья. Поль Амесс был архитектором и по образованию, в отличие от братьев, которые по образованию были художниками. До смерти пионера геометрического ар-нуво Поля Анкара (в 1901 году) работал у него в мастерской, потом два года практиковался в декоративном ателье Шамбона (на чьем счету интерьры отеля Метрополь, например) . В результате у него сложился характерный только для него набор любимых архитектурных элементов, что делает его узнаваемым, но не слишком подходящим для этикетки стиля ар-нуво. При явной приверженности геометрическому ар-нуво, позже венскому сецессьену, он от Шамбона унаследовал любовь к элементам Бозар, медальонам, гирляндам. Гирлянды он даже много позже умудрялся сочетать со стимпанком, видимо ничуть не заботясь о будущих трудностях искусствоведов в определении его стиля.
Все три брата поздно женились, до чего они все вместе жили и работали в этом доме. Интересно, что сейчас дом принадлежит потомкам Поля Амесса, в нем живет его правнучка с семьей. Внутри естественно фотографировать частный быт правнуков было нельзя, хотя там местами сохранилась мебель в стиле геометрического ар-нуво от прадеда.
Очень повезло с экскурсией. Так как этот дом впервые участвовал в БАНАДе экскурсию на французском делал главный специалист по Амессу на сегодняшний момент, автор научных статей о нем и поставщик контента для сайта об Амессе ( https://paulhamesse.brussels/fr).
1.2 Входная дверь. Гирлянды стилизованы под ар-деко (уф, выдохнули искусствоведы).
1.3 Предыдущая группа, нидерландская или английская. Группы были по шесть человек, наша тоже.
1.4 Угол здания, нижняя часть.
1.5 Дата постройки: MCMX (1910).
1.6 Фасад вдоль другой улицы.
1.7 Окно. Кстати, еще несколько лет назад дом был однотонней, он сменил владельца и его облик отредактировали.
А 6 июня я посещала особняк Этвельде, в.Орта. . Я там была в 2015 году и даже подробно рассказывала. Сейчас его открыли после реставрации фасада.
2.1 Отреставрированный фасад особняка Этвельде.
2.2 Деталь.
2.3 Вид снизу на навесной фасад, главная дерзость В.Орта.
2. Второй бонус: кто-то так приспособил декроттуар под держатель горшочка с цветочками. По-моему рифмуется с первым бонусом.