bruxelloise_ru (bruxelloise_ru) wrote,
bruxelloise_ru
bruxelloise_ru

Categories:

Надежда, Любовь и Пристрастие!


jj011.jpeg
Памятник Де Костеру на Иксельских прудах. Проштамповано 1905 год.
Этот памятник и сейчас обращает на себя внимание на площади Флаже, у Иксельских прудов. Шарль де Костер - вполне брюссельский персонаж, родился в Мюнхене, отец - фламандец, мать - валлонка, закончил Свободный Университет Брюсселя, преподавал литературу в военной школе, писал, все это по-французски, разумеется. Но первым его трудом были фламандские легенды, свою главную книгу, «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах», написал в 40 лет, а в 52 умер и был похоронен на Иксельском кладбище. Умер в полной безвестности, тем не менее, через 15 лет, в 1894 году, на Иксельских прудах появляется памятник Де Костеру.

Тиль Уленшпигель - герой немецких легенд, появившихся в XIV веке, к XVI записанных и переведенных на многие языки. Де Костер сделал Тиля фламандцем, родившемся в Дамме, под Брюгге (поклон брюжским экскурсоводам) и переместив в XVI век, пристроил к правому делу. И тут даже не важно, наколько описание Де Костером движения гезов и принца Оранского исторически достоверно (поклон историкам), сильный крен в сторону их героизации и демонизация испанцев и католиков - налицо, но важно, что сам автор в это свято верил. Поэтому с тех пор пепел Клааса стучит во многие сердца, но началось это не сразу. А сразу роман заметили только писатели и журналисты "Молодой Бельгии" во главе с К.Лемонье, которым фламандские идеи на французском языке казались естественным воплощением бельгийской литературы. В сущности это был тот же круг людей, либералов (масонов), новых бельгийцев (нуворишей, новых богатых) и художников, из которого чуть позже вышло арт-нуво.

Автор памятника, скульптор Карл Самуэль, узнал о Де Костере и его романе, как водится, случайно. Художник Амадей Линен, с которым они вместе снимали жилье, оба молоды и небогаты, иллюстрировал «Легенды о Тиле Уленшпигеле» (Эти иллюстрации мне не удалось найти, но Линен сейчас известен как бытоописатель Бель эпок, я выкладывала его цветочный рынок на Гран пляс). И он подал Самуелю идею посвятить работу для Брюссельского Салона 1890 года Де Костеру. Реакция жюри Салона была достаточно положительна, чтобы Самуель продолжил работу над памятником и даже предложил его в 1891 году иксельской администрации. А пока администрация молчала, активно его выставлял. Так что к моменту скандала с могилой Де Костера многие были в курсе, что есть такой памятник. Что за скандал? По прошествии 15 лет в могилу Де Костера был захоронен некий нотариус, общепринятая практика, ничего личного. Но надо отдать должное Лемонье и компании, они использовали этот факт на полную катушку, чтобы вытянуть Де Костера из безвестности. Все прогрессивные СМИ ударили в набат. Де Костер был перезахоронен в новую, теперь его собственную могилу. Роман переиздан. Памятник поставлен.

На этом кончается история возникновения монумента на открытке, но история героев Тиля и Неле только начинается. В Советском союзе они были хорошо известны , благодаря в том числе фильму Алова и Наумова (1977), и спектаклю Ленкома по пьесе Горина. Несколько ссылок, скорее для себя:
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
la meilleure adaptation cinématographique restera celle des réalisateurs soviétiques Alov et Naoumov produite en 1977.
http://www.art-memoires.com/lmter/l5557/57monumentdecoster.htm








Тиль Уленшпигель. Булат Окуджава.

Красный петух. Октябрь золотой. Тополь серебряный.
Разве есть что на свете их перьев, и листьев, и пуха целебнее?
Нужно к ранам (вот именно) к свежим (естественно) их приложить...
если свежие раны, конечно, вы успели уже заслужить.

Это пестрое, шумное, страстное нужно с рассвета и затемно
собирать, и копить, и ценить, и хранить обязательно,
чтобы к ранам (вот именно) к свежим (естественно) их приложить...
если свежие раны, конечно, вы успели уже заслужить.

Как трудны эти три работенки: Надежда, Любовь и Пристрастие!
Оттого-то, наверно, и нет на земле работенки прекраснее.
Вот и самые свежие раны неустанно дымятся во мне...
Потому что всегда и повсюду только свежие раны в цене.

1967
Tags: Брюссель, Де Костер, Тиль Уленшпигель, открытка+история, старинные открытки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments