Previous Entry Share Next Entry
Мой Энсор.
bruxelloise_ru
Наконец добралась вчера до выставки Энсора в культурном центре банка ING, на Королевской площади. В честь 150-летия со дня рождения Джеймса Энсора (1860 - 1949), а также ,как я поняла, в связи с закрытием на переоборудование Королевского музея изящных исскуств Антверпена, ING , Антверпен и брюссельский BOZAR (не путать с королевским музеем) подготовили эту выставку, которая уже больше месяца назад открылась и продлится до 13 февраля. На ней представлено 60 картин и 140 рисунков, в основном из Антверпена и частных коллекций, в более-менее хронологическом порядке демонстрирующих Энсора-реалиста ( портреты, натюрморты, жанровые сцены) и Энсора гротеска (маски, скелеты, мистификации).
Благодаря возможности подробно знакомиться на брюссельских выставках с творчеством бельгийских художников XIX-XX века я сделала для себя открытие, что у любого значительного художника найдется хотя бы одна картина, которая мне очень-очень нравится, независимо от того как я отношусь к тому -изму, который этот художник олицетворяет. И люблю я не измы, и даже не художников, а их отдельные картины. Убедилась вчера, что у Энсора по-прежнему моя самая любимая вот эта:

"Буржуазная гостинная". Салон их дома в Остенде Энсор запечатлел на нескольких картинах, но остальные явно уступают этой.

А эту я для себя открыла:

"Ожидание."
Первым делом бросается в глаза дверной проем, сильный контраст светлого с почти черным и зеленого (снаружи) и красного на столе. Потом только, слегка ослепленный этим контрастом взгляд ищет сюжет в остальной неяркой части. На самой картине женская фигура больше сливается с фоном, чем на этом изображении, пока отскребешь ее взглядом от деталей интерьера, проникнешься : она серая, она никакая, она ждет. Все там, снаружи - свет, краски, жизнь, тот кого она ждет или то, чего она ждет, я не знаю, чем кончится ее ожидание - радостью или горем. Ее ожидание не окрашено, это просто пауза. Женский силуэт очень выразителен в своей неяркости и слитности с окружающим.Написана эта картина приблизительно в то же время, что "гостинная" и в той же цветовой гамме ( они висят близко, можно сказать одни и те же краски). Но "Ожидание" уже экспрессионизм, но не кричащий, а элегантный.Так я вчера увидела эту картину, а что про нее говорят и говорят ли в аудиогиде не знаю, я их не пользую из принципа, смотрю глазами,а не ушами.
Почти полюбила общепризнанный шедевр:

"Поедательница ( не едунья же) устриц"
Очень красива по цвету, но большая, два на полтора метра, нет в ней волшебства темной серии, когда один мазок или пятно открывает простор воображению. Поэтому почти.


Но а такими картинами с масками Энсор знаменит, и по праву.

Но это не мой Энсор, поэтому других не привожу.

Еще было несколько поздних ( вокруг 1930 года) натюрмортов из частных коллекций, которые приятно удивили. Не то чтобы они были лучше любимых ранних, но они совсем другие по цвету и не только. Картинок ,к сожалению, нет. Смелые сочетания ярких цветов, т.е. Энсор до глубокой старости менялся и искал.

Наконец, не могу не отметить детскую комнату, где дети могут культурно развлечься в духе Энсора, пока их родители смотрят экспозицию. Ей богу, с трудом удержалась от примерки разных головных уборов в этой комнате и от того чтобы дополнить инсталяцией "картину" художника, но реквизит осмотрела. Молодцы организаторы!
Вот здесь много картин Энсора:
http://lettres-histoire.info/lhg/Art/XXe_James_Ensor.htm

  • 1
Интересно было всё это прочитать и всмотреться. У меня, к примеру, работы Энсора вызывают близкие к Вашим впечатления. Отдаю должное его собственному заостренному стилю, но глаз не в состоянии хоть немного долго оставаться в среде этих изувеченных, но ведь изначально богоподобных форм.
А в ранних работах, таких как "Ожидание" еще чувствуется распутье - между проторенной и уже основательно разбитой импрессионистической дорогой, экспрессионистической (как Вы точно подметили) дорожкой, еще не столь заезженной, и какой-то еще неясной своей. Здесь погружаешься не в силу или глубину образа, а в динамичность его проявления.
Вот спасибо!

Вам спасибо, рада совпадению .

вторая понравилась очень

В оригинале она еще лучше!

Никогда не воспринимала этого художника как своего, есть основание задуматься. Приятно было побывать с вами на выставке и ссылка чудесная!

Мой Энсор - это несколько картин, может быть это слишком сильно сказано мой, но я хотела как-то обозначить свое отношение к ним.

Просто волшебно!
Спасибо за поднятие настроения!)

Интересно было почитать и посмотреть. Я, если, честно о таком художнике и не знала раньше... Спасибо за открытие! А еще очень понравилась Ваша фраза "...пока отскребешь ее взглядом от деталей интерьера...". Очень точно подмечено.

И согласна, что у каждого художника, даже не особо любимого направления, всегда найдется хоть одна картина, которая понравится...

В Брюссельском Королевском еще есть его натюрморты, но их на этой выставке не было, поэтому я о них не упоминала.
Рада, что вам понравилось.

Спасибо большое, что рассказали про выставку

Пожалуйста, я о выставке в сущности очень мало рассказала, все больше о себе, отсюда и "мой". Надеюсь Вас это не покоробило.

Картина действительно великолепная, очень живописная и мягкая.

Которая из трех?

Очень интересный художник. Вот здесь снятое в Антверпенском музее: http://raf-sh.livejournal.com/455064.html, в том числе и эти маски (качество любительское).

Спасибо, а зачем два раза?

Которая не в ленте, а отдельно, художник и две женщины?
Я Вам вечером отвечу.

Gustave Van de Woestyne
The Liqueur Drinkers, 1922.

замечательный художник! Спасибо.

Пожалуйста, рада стараться!

И впрямь - дивные картины. Надо как-то отметить галочкой в голове. что вот это тихое и скромное "очарование буржуазии" это тоже Энсор.

Мне показалось, что в рунете, он в реалистичном периоде, приятном для глаз, даже лучше представлен.

Спасибо, картины великолепные, особенно "Гостинная" и "Ожидание"!
По-другому взглянула на Энсора...)

Очень рада, Оксана.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account