Previous Entry Share Next Entry
Самый старый/новый ( ненужное зачеркнуть) дом на Гран-пляс.
bruxelloise_ru
jj252.jpeg

Собралась писать об этой книге, отсканировала обложку и обратила внимание, что на картине "Воскресный рынок на Гран пляс" нет дома под названием "Звезда", в ряду слева от ратуши последний дом "Лебедь", а "Звезды" нет. Это значит, что художник изобразил площадь после 1853 года, когда по приказу бургомистра Брукера (именем которого названа пляс де Брукер) этот дом был снесен. Но до 1897, когда по инициативе другого бургомистра Бюлса, этот дом был восстановлен, но очень "по мотивам".



jj237.jpeg
jj238.jpeg

Дом под названием "Звезда" в этом месте упоминается уже в XIII веке, в следующем веке это был дом городского аммана, должность вроде комиссара от герцога при городском магистрате, самоуправление самоуправлением, а феодализма никто не отменял, вот он и проводил линию партии и правительства суверена. Видимо поэтому именно на этом доме в 1356 году появился флаг захватчика - графа Фландрии Людовика (Луи) де Маль, который пару месяцев спустя был сорван освободителем Эверардом т'Серкласом, им же и его соратниками был вырезан ограниченный воинский контингент, оставленный Де Малем в Брюсселе, в результате чего город был возвращен брабантским герцогам. Названия домов в те времена играли роль номеров, и "Звезда" XIV-XV века видимо был больше, точно был деревянным и был отделен от старого "Лебедя", вокруг которого был сад (и с другой стороны ратуши во времена т'Серкласа еще не было). Считается, что 30 лет спустя после освобождения, искалеченный врагами, устроившими на него засаду вне города, Т'Серклас, найденный горожанами был привезен умирать в "Звезду". Как бы там ни было, эта связанная с амманом и т'Серкласом "Звезда" сгорела в 1695 году, во время артиллерийского обстрела нижнего города и, кроме названия и соседства с "Лебедем", с отстроенным после 1695 года каменным домом, снесенным Брукером, ничего общего не имела. Брюссель однако не забыл своего героя и история засады на т'Серкласа была отражена в камне на консоле Львиного крыльца:


IMG_3905.jpeg
А после реконструкции в 1897 году каменного варианта "Звезды", с колонадой вместо первого этажа, там был помещен памятник т'Серкласу в виде памятной доски с барельефами, работы известного скульптора Ж.Дилленса.

IMG_6034.jpeg

На доске не только изображены три эпизода связанные с Серкласом, но и выбито Эверард т'Серклас, освободитель отечества (на латыни). А справа коротко изложено, что 24 октября 1356 года он освободил Брюссель от иностранных солдат (!), 5 раз выбирался первым эшевеном города и 31 марта 1388 подло убит, за защиту ПРАВ города. Но видимо никто эти надписи не читает, и чего только мне не приходилось слышать и читать о бедном Серкласе. Многие наши туристы думают, что это женщина, другие, что это святой. С другой стороны фламандцы, выбравшие Брюссель столицей Фландрии, испытывают некоторые трудности по части объяснений почему брюссельский герой освободил его от них, как от иностранных солдат. Хотя казалось бы здесь нет никакой тайны, в те времена Брабант и Фландрия были разные княжества, объединенные под единой короной бургундцами значительно позже. Вот Пауль де Риддер ( автор книги с обложки которой я начала), например, не удовольствовался таким простым объяснением и представил Графа Де Маль с его гентским войском, как французов ( действительно графство Фландрия было в вассальной зависимости от Франции), но забыл упомянуть, что Брабант со своими герцогами - тогда Германия, а Серклас получается немецкий герой ( а немцы то и не в курсе).
jj180.jpeg

Проще и доступней написала nat_ka
Оглаживают, как оказалось, поэта Эверарда Серкласа, который погиб, защищая Брюссель в XIV веке.
Вот только умер он в результате ран полученных от людей сеньора Гаазбека, которые мстили ему за то,что он отсоветовал герцогине уступать их сеньору близкие к Брюсселю земли, устроив на него засаду вне стен Брюсселя. В мирное время, 30 с лишнем лет спустя после того как он освободил Брюссель от солдат Де Маля. И о том, что он был поэтом в местных источниках нигде нет и пол слова.
В том же сообщение, того же автора, он правда еще и герой борьбы между гильдиями и патрициями.
"Звезда" - один из самых старинных домов этого собрания. Под портиком этого дома находится статуя Эверарда Серкласа, героя борьбы между противостоявшими друг другу в XIV веке гильдиями и патрициями. И хотя мне очень интересно, как представляет себе автор героизм патриция т'Серкласа ( а он несомненно принадлежал к одному из патрицианских кланов из которых выбирались эшевены) в борьбе с ремесленниками, привела я этот пассаж полностью не из-за Серкласа, а чтобы было ясно о какой "Звезде" написано, что это один из самых старинных домов. Что это о той , которая самый новый дом на этой площади и которого нет на картине и открытке конца XIX века, потому, что он был построен в 1897 году. Процитированная мной nat_ka, далеко не единственная, кто так пишет, но самая авторитетная, с одной стороны, а с другой я предприняла попытки ( правда безуспешные) поправить в ее постах о Брюсселе явные неточности, и у меня поэтому нет ощущения, что я ее критикую за ее спиной.


Конечно, К.Бюлс этой реконструкцией обеспечил много пищи для пытливых умов и повод для творчества и веселья. Опять же по части полировки скульптур Брюссель впереди планеты всей, на руке героя уже дыры протерли в стремлении к счастью. Но меня все же печалит когда об этом новоделе пишут как об одном из самых старых домов на Гран пляс. В этой связи у меня ко всем вопросы :
Вас бы это тоже задевало или с вашей точки зрения это не важно, какого времени сооружение?
А как вы относитесь к подобным реконструкциям?
Как с этим ( и со свободной реконструкцией по мотивам и с ее представлением публике) обстоит дело там где вы живете?

Posts from This Journal by “открытка+картинки” Tag

  • Цветочный рынок на Гран пляс.

    Амадей Линен. Цветочный рынок, единственный, сохранился на Гран плас до наших дней. Но выглядит это конечно не совсем так, как в Бель эпок…

  • Королевская площадь и трамваи.

    Все началось с этой картинки из книги "Брюссель глазами наивных художников" Художница Жанна Сумер, на этот раз действительно наивная, изобразила…

  • Парк Брюсселя и особенности национальной (бельгийской) истории.

    Открытка "Парк", проштампована в 1902 году. На ней - большой водоем с фонтаном, и сейчас один из самых фотографируемых в парке Брюсселя. Расположен…

  • Графья без голов.

    Давно не показывала разные картинки про одно и то же. Сегодня это памятник графам Эгмонту и Горну в сквере Малый Саблон. Открытка куплена в Париже,…

  • Цветочный рынок на Гран Пляс.

    Самый прекрасный из рынков - цветочный , на самой красивой площади - Гран Пляс, на открытках и картинах Бель эпок ( Прекрасная эпоха, конец XIX -…

  • Башня -Шпиль-Стрела Брюсселя.

    На фотографии вид на шпиль ратуши со стороны Горы Искусств. Шпиль брюссельской ратуши виден почти отовсюду, ориентируясь на него, нетрудно…

  • Кока-кола и кринолины.

    Что делает город знакомым, понятным, близким? Ассоциации. С событиями собственной жизни, родственников, друзей. За неимением личного опыта - с…


Надо же, как интересно. И какая необычная история. А какие-то стихи Серкласа сохранились?

Да в том то и дело, что здесь никто не знает, что он поэт. А откуда это взяла nat_ka, я ее спрашивала, но она мне написала, что не помнит, но она это всегда знала, еще до путешествия в Брюссель. Мне самой очень было бы любопытно узнать откуда это взялось, даже если это и испорченный телефон, как в случае с самым старым домом. Но мне не удалось ничего найти по-французски, ни в переводе с фламандского.

User a_barhin referenced to your post from No title saying: [...] bruxelloise-ru.livejournal.com/41815.html [...]

Очень интересно было прочитать! Спасибо!

Рада стараться!
Мне правда про реконструкцию интересно, кто что думает.

Это про нас, у нас сейчас пытаются снести дом на Невском, который пострадал во время войны, был восстановлен и снова разбирается, чтобы снова быть построенным. Наверно, если это случится, то его можно будет занести в книгу рекордов Гиннесса, дважды разрушенный и дважды отстроенный, но хорошо бы не разбирали.

Бельгийцы очень спокойно относятся к новоделу, возможно это европейская тенденция не держаться за старые камни , а воссоздавать в новых материалах, но мне это как то не по душе, я не могу от возраста камня, кирпича абстрагироваться, что-то в этом есть от подделки. Нет?

Я плохо отношусь к подобным реконструкциям.
Как дело обстоит, там где я живу, вы сами знаете((

а пост интересный.

Да в Москве много культовых сооружений реконструирвали с нуля, кого то это наверное греет. По моему впечатлению верующих и церковь архитектурная подлинность меньше всего заботит.

спасибо.

В Москве вообще "геноцид" двух - трёхэтажным постройкам!

Это их сносят? Но ведь вопрос был о восстановление уже несуществующего здания в приблизительном виде.

У нас в СПб много подобного.
Кикины палаты, например
Кикины палаты на Citywalls.RU
До революции перестроены, разрушены во время войны, а потом создано некая фантазия на тему, как это было при Петре I.

Императорские дворцы округ Ленинграда фактически заново отстроены после войны по фотографиям и рисункам - в первую очередь Петродворец...

Недавний скандал с Летним садом - закрыли на реставрацию с целью восстановить тот вид сада, который был в петровские времена и про который толком мало что известно.

Вспоминаю Дрезден - там вся, ВСЯ центральная "средневековая" часть отстроена заново после войны.

Ну и до кучи - крейсер "Аврора", который во время ремонта в 80-х наполовину выпотрошили.

Много такого, много.

Разрушенное войной -это конечно особый случай. Но в Дрездене пожалуй видно,что это новодел и не скрывается.
А зачем крейсер "Аврора"выпотрошили?

Корабль нуждался в ремонте - дно прогнило, корпус ещё с войны были подлатан бетоном. А состояние металла уже не позволяло, видимо, что-то ремонтировать - расползалось, как старая шинель Акакия Акакиевича. Тут 70-летие Октября на носу, а у нас символ революции течёт. Ну и...
Подводную часть корпуса срезали целиком и сделали новую, половину оборудования выкинули, помещения перепланировали под нужды музея... К 1987 году успели. То ли крейсер, то ли макет - не поймёшь.

замечательный рассказ. Очень люблю такие истории.
А к новоделам в принципе(в московском смысле) отношусь плохо. А вот реконструкцию поддерживаю всегда!
Во Франкфурте , сами знаете, после ковровых бомбардировок 1944 года мало чего осталось. Рёмер-центральную площадь, восстановили в 1965 году в том виде, как он выглядел в 16 веке. Сейчас самое туристское место.Воссоздали старый город. И мне это видеть значительно приятнее, чем откровенных монстров "из стекла и бетона".
Смотря что делают, как восстанавливают.

Спасибо, старалась.
Во Франкфурте не была не могу судить.
Пожалуй восстановленное после войны - это особый случай.
Хотя вот французы в Гавре полностью разрушенном при освобождении пошли другим путем и создали современную архитектуру.

Я не люблю реконструкции, мне ближе реставрация тщательная и уважительная.
Во Франции теперь носятся очень даже с историческими памятниками архитектуры и если даже вынужденны провести реконструкцию, то даже раствор для кладки делают по древней рецептуре вручную и из тех же материалов.
Плююсь вот только от того, что они собор наш центральный отмывают от векового налёта, он теперь как новодел смотрится, приходится пояснять, что это просто косметическая процедура была проведена...кто бы мне пояснил "зачем?".

Про Москву, Одессу, Ашхабад стараюсь не думать, а то сердце болеть начинает и нервничаю сильно.

Как я тебя понимаю!

большое спасибо, как всегда - очень интересно

спасибо, рада стараться.

Пост интересный.
А насчет реконструкций... Иногда они таки оправданы - в Одессе вот все старые здания построены из ракушняка, он физически долго не выдерживает и разрушается. Наверное, возможно и придумать технологию реставрации, чтобы все сохранить - не строитель, судить не могу. У нас как делают - в лучшем случае оставляют фасад или все стены, а внутренности переделывают заново. В худшем - сносят и строят подобие того, что было, надстраивая сверху пару-тройку этажей. Хорошо, если в том же стиле, что было, ибо умудряются на классического вида здания достраивать стекляшки - это да, бесит, ничего не скажу. Но ещё печальнее, когда дом, который ещё возможно отреставрировать, доводят до такого состояния, что уже ничего сделать нельзя, либо и вовсе поджигают - у нас сейчас это обычная практика. Конечно, потом оправданной только реконструкция выглядит. А то ведь и стекло-бетонного монстра иногда умудряются в историческую часть города впихнуть. Печально всё это.
Мне, всё-таки, кажется, что логичнее новые архитектурные сооружения строить не в исторической части, а в исторической стараться макимально всё поддерживать в былом виде, потому что город много теряет не только в облике от перестроек.

спасибо.
Здесь все это тоже имеет место быть, видимо это какието общие законы уж не знаю чего.

Лейла, очень интересно. Спасибо!
А Вы не знаете, можно ли в Брюсселе купить эту книжку (Пауля де Риддера, в переводе на рус.)?
Меня в своё время поразило, что в Брюгге бОльшая часть построек - новодел. При этом всё равно город охраняется ЮНЕСКО и так далее.....

Пожалуйста, рада.
Да, эта книжка продается в магазине при музее БЕЛЬВЮ.Но мне жаль, что это единственное, что можно купить в Брюсселе на русском, два путеводителя практически без текста не считаю, Она не занимательно написана и сосредоточена в основном на доказательстве, что Брюссель фламандский город, потому что в нем говорили по-фламандски. Мне не жаль что она продается ( я ее сама купила), а мне жаль, что кроме нее нет ничего, ничего, что было бы адекватно Брюсселю!

Я обычно сужу о возрасте здания по состоянию камней у фундамента. Если ему несколько сотен лет, то это не может не сказаться на внешнем виде.
Что касается новостроя. Если он хорошо вписывается - почему бы и нет. Но лучше бы с самого начала было не ломать.

Не всегда эти старые камни видно, вот например, церковь Святого Николая, одна из старейших в городе, а выглядит после недавней реставрации как самая современная.
С другой стороны, церковь Святой Екатерины( середина 19 века), а из-за камня ,который быстро чернеет выглядит как очень старая.
Новая Звезда, хорошо вписалась и стала неотъемлимой частью Брюсселя из-за памятника Серкласу, но не надо все-таки ее называть старейшим домом, не правильно это.

Какой красивый дом..
Почему-то он у меня сассоциировался с каминными часами....

Из-за круглого низа, наверное!

?

Log in

No account? Create an account