?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Читая книгу.
bruxelloise_ru
С большим удовольствием читаю посмертную книгу П.Вайля " Слово в пути" (спасибо брату psy_om), но написать хочу не про саму книгу.
Вчера дошла до очерка "Тепло модерна" и была удивлена, даже скорее потрясена, тем, что среди городов с модерном не упоминается Брюссель, т.е. вообще не упоминается, и Вена. Уже во втором абзаце про ар-нуво написано:" Так стиль назвали во Франции, где он народился и процвел на стыке XIX и XX столетий. Быстро фактически одновременно распространившись по множеству стран, обрел разные имена: в Италии -либерти, в Германии - югендштиль, в России - модерн." Удивленная тем, что в качестве места рождения названа Франция, а не Англия, если речь идет о художественном стиле в целом, и не Бельгия, если речь идет об архитектуре, я даже не сразу обратила внимание на отсутствие венского сецессиона, югендштиль есть и ладно. Потом упоминаются города Париж, Нанси, Москва, Прага, Буэнос-Айрес, Будапешт, Рига, Петербург, Киев, и титул столицы модерна присуждается Барселоне. Я Гауди тоже люблю и не о титулах речь, бог с ним с титулом, но Брюссель и Вена не упомянуты вовсе. Каюсь, задетая отсутствием Брюсселя, я не сразу обратила внимание на отсутствие Вены. Посмотрела когда написан очерк , оказалось в 2000 году. Не так то и давно. Вспомнила, что в изданной аж в 1983 году "Очерки истории архитектурных стилей" И.А.Бартенева и В.Н.Батожковой есть фотография особняка Солвей В.Орты, действительно, есть, но это единственное упоминание В.Орты и Брюсселя, а вот что написано:"Наиболее значительными мастерами модерна были : венские архитекторы Отто Вагнет и Иозеф Ольбрих, бельгийский - Ван де Вельде, английский - Чарльз Макинтош и американский - Луис Салливэн." Бросилось в глаза, что П.Вайль написал как бы от противного, как раз о том чего здесь нет, и не упомянул о том, что здесь приведено, во-первых, и во-вторых, конечно, что из бельгийцев есть только Ван де Вельде, которого сами бельгийцы называют в связи с ар-нуво скорее как теоретика нового стиля, а не архитектора и только после имен В.Орты и П.Анкара.
Получается брюссельский модерн и В.Орта как его родоночальник всюду недооценивается, что обидно, но неудивительно. Сам В.Орта считал общение с журналистами пустой тратой времени, в отличии от Г.Гимара, который изменил свой стиль под влиянием "удара кнута"В.Орты, но уделял много времени саморекламе в связи с новым стилем. И Брюссель во второй половине прошлого века обходили вниманием, а брюссельский ар-нуво до сих пор не представлен должным образом ни на российском туристическом рынке, ни в рунете. Между тем в Брюсселе около 800 фасадов арт-нуво, что для Брюсселя не много, т.к. в нем вообще много небольших домов, такое количество фасадов может быть на одной длинной улице. Но это конечно очень много для туристического обзора. Короче, есть о чем подумать и над чем работать.

Холл отеля Аннон. Арх. Брюнфо. Брюссель

  • 1
Обидно, что бельгийцы не столь известны, как хотелось бы... Но ведь всё равно они стояли у истоков :)

Да, цифры вещь упрямая, поэтому рано или поздно справедливость будет восстановлена.
Как раз ваш блог приятное исключение, у вас много брюссельского ар-нуво.

Не везде и не всегда.
Когда мы изучали Историю стилей, то первыми были упомянуты, как родоначальники, Англия и Бельгия. Англия в изобразительном искусстве, а Бельгия в архитектуре и именно Ван де Вельде и Орта, которых я нежно люблю. Но у нас преподавательница была невероятная женщина, которая сама все искала, делала слайды, собирала по крупицам сведения, мы её обожали.

Конечно, не везде , во франкоязычной литературе не так, как правило.

А ты когда и где училась и изучала историю стилей?

Я в Москве училась, второе высшее получала по специальности Дизайн среды, поэтому История стилей была обязательным предметом. Отдельно была История развития дизайна, науки и техники и отдельно История искусств (эта все 4,5 года вечернего).
Так что тут мы изучали все со всех сторон, не считая еще массы предметов.

Фото очень красивое.
прям модерн-модерн-модерн)

Спасибо, рада, что нравится.
Поэтому и поместила, что модерн-модерн-модерн)

Вы знаете - в немецкоязычной литературе Бельгия тоже занимает верхушку рейтинга. Вена тоже почетно присутствует. То есть, если брать историю искусства, то Брюссель и Вена будут обязательно упомянуты.
А Вайль - он очень субъективен :), что в каких-то очерках хорошо, а в каких-то - контрапродуктивно. имхо, естественно.
Особенно, конечно, порадовало упоминание Праги и Будапешта, в обход Вены - учитывая историю, это по меньшей мере, комично :)

Да, я когда написала всюду, имела в виду в обоих контрпримерах, в старой советской книге и у П.Вайля. Конечно и в России сейчас " если брать историю искусства, то Брюссель и Вена будут обязательно упомянуты". Поэтому я и была потрясена, когда не встретила о них упоминания у П.Вайля.
А Вайль - он очень субъективен :) - да совершенно согласна, но все же я вижу в этом некоторую общую закономерность в том,что касается Брюсселя (неупоминание Вены для меня вообще необъяснимо), для большинства путешественников представленых в рунете такой достопримечательности как брюссельское ар-нуво не существует и у реальных наших туристов, кстати, модерн ассоциируется с Прагой и Гауди в первую очередь, а ар -нуво с Парижем.

Бельгийский модерн запал мне в душу, как тут уже писали, именно во время обучения. Нам на истории дизайна интерьера в основном именно фотографии брюссельских домов показывали. И конечно же, лидировал Виктор Орта. Тогда-то я в него и влюбилась и заболела Бельгией... Еще большое внимание на лекциях было уделено Англии, остальным странам меньше.

Спасибо, что написали, а вам удалось в аоследней поездке в Брюсселе что-то посмотреть?Если да ,то какими путеволитедями схемами вы пользовались?

В этот раз я много наснимала. Пользовалась картой с 5-ю маршрутами по ар-нуво. Купила ее в Музее В. Орта на нидерландском языке (который совершенно не знаю и словарь тако никде не сыщешь), т.к. на других языках закончились. Но думаю для карты язык всё-таки не самое главное. К тому же еще до поездки нашла эти маршруты в интернете, так что у меня еще самодельная карта была.
В итоге два маршрута полностью обошла и один наполовину.

Мне казалось, что в Европе считают Брюссель родиной модерна, а у нас он лет тридцать назад вообще за стиль не считался.
Судя по всему, его очень много в Брюсселе. Во всяком случае у нас есть два здоровых тома, привезенных из Парижа, посвященных модерну в Брюсселе и в Париже, так брюссельский раза в полтора толще. И стиль там в более чистом виде.
Вайль не историк архитектуры, что же с него взять.

Да, так есть как Вы пишите. Сейчас на западе особенно брюссельский модерн в моде, и в быту, т.к. сказать, его покупают богатые французы и голландцы, и в туризме. Проводятся биеннале арт-нуво с экскурсиями на 4 языках. Автобусная по ар-нуво сразу и на фр. и на анг. вообще каждый выходной. Но в русскоязычном туризме, совсем другая картина. Реальные туристы приезжают и говорят, смотрите ка а здесь тоже есть похожие на Прагу или Барселону. Конечно,Вайль не историк архитектуры, но его много и заслуженно читают, а историков архитектуры обычные путешественники не читают. Это Вайль задает тон,+ блоги типа натки, у которой очень много полезных сведений, но нет ничего про брюссельский модерн, и активность русскоязычного туризма в Барселоне и Праге.

Ну я бы могла книжку посканировать, но это Вам, живущим там, флаг в руки ! Единственно, что там можно найти много рисунков-чертежей, это можно повыкладывать. Мечтается, конечно, увидеть все глазами, хотя такая книжка изрядно подкашивает желание ехать. Начинаешь думать, что вряд ли увидишь больше, чем там есть и снимешь лучше, чем там.
Натка это кто ?

  • 1