Previous Entry Share Next Entry
Биржа II.
bruxelloise_ru
О.РОДЕН И БИРЖА.
Часть I
"Очень внимательные зрители узнают руку Родена в некоторых работах...."
( Из книги "Брюссель глазами наивных художников")
"Над скульптурным убранством биржи работали известные архитекторы, в том числе О.Роден"
( зеленая табличка с описанием достопримечательностей у Биржи)
"В 1871, к ним (Карье-Белезу и Ван Расбургу) присоединился Огюст Роден. Знаменитый автор Поцелуя и Мыслителя, покинув Францию после Парижской коммуны, жил несколько лет в Брюсселе. Это поэтому многие думают, что он внес вклад в фриз Карье Белеза, но никакие известные нам архивы не подтверждают эту гипотезу "
(Архитектурное описание дворца Биржи,www.euronext.com)
Надо сказать,что первая цитата, хоть и развеселила меня порядком, меньше всего вводит в заблуждение. Во второй уже, из двух совершенно правдивых утверждений: 1)Над скульптурным убранством биржи работали известные архитекторы и 2)Над скульптурным убранством биржи работал Роден, сделали обманчивую фразу, предполагающую, что Роден был известен во время работы на Бирже.
Ну а авторы третьей и вовсе погрязли во лжи, всего лишь неловко напомнив чем известен Роден. Ведь как ее поймет нормальный человек (не держащий в голове даты создания Поцелуя и Мыслителя). Что знаменитый (и благополучный) Роден уехал из Парижа от неудобств Коммуны ( для богатых и знаменитых), почему-то на несколько лет задержался в Брюсселе и теперь нахальные брюссельцы вопреки архивным данным связывают его имя с Биржей. И сильно ошибется.
Роден родился в очень скромной по достатку и социальному положению семье и был близорук ( в буквальном, физическом смысле). Отчасти поэтому, получил очень посредственное в общем плане образование, и несмотря на очевидный многим талант, так и не был принят в Школу Изящных Искусств. На жизнь он зарабатывал ремесленником в мастерских декоративной скульптуры. К 1871 году он не только не был известен, но он не был и скульптором. Был он ремесленником-рабочим или если хотите помощником благополучного французского скульптора Карье-Белеза, которому архитектор Сюйс предоставил мастерскую в Брюсселе для работы над декоративным убранством Биржи. И именно в таком качестве Роден приехал в Брюссель. Ему было уже за 30, он жил с родителями и содержал их, у него была спутница жизни Роз (на которой он только в конце жизни женится), которая к тому времени уже родила от него сына. И он не был скульптором, хотя Роз была его моделью. Со стороны Карье-Белеза, видимо было большим одолжением предоставить работу Родену в Брюсселе, спасая его от нищеты, и контракт был очень жестким. Не только сделанное для Биржи, но вообще все сделанное Роденом в Брюсселе подписывалось именем Карье-Белеза. И речь шла не об амбициях и славе, а о деньгах. Роден контракт подписал, но через 3 месяца его нарушил, отдав в отливку под своим именем ходовые в буржуазных кругах декоративные бюсты. Карье-Белез как только узнал, а узнал он очень быстро, договор с Роденом расторг. Через некоторое время французский мэтр возвращается в Париж, а в своем брюссельском ателье за главного оставляет бельгийского скульптора Ван Расбурга, который подписывает новый контракт с Роденом (на 20 лет!). Теперь все что делает Роден для Бельгии носит имя Ван Расбурга, но Родену разрешается работы для Франции подписывать своим именем. Этот контракт разорвет сам Роден через семь лет, когда уже вернется в Париж и у него появятся заказы. Согласно документам Ван Расбург делал фигуры Азии и Африки с южной стороны здания ( Европу и Америку делали другие) и 4 кариатиды в главном зале внутри. По письмам Родена в Париж, и другим неофициальным документам "точно" известно, что он делал (руками) кариатиды:

Кариатиды в зале торгов, лепнина.

Как Роденовскую туристам называют Азию, Африку и фриз Карье-Белуза, который опоясывает всю Биржу, и над которым работали явно многие, но их имена знают только специалисты.


Фрагмент открытки с аллегорией Азии, видно плохо,но снизу "внимательным зрителям" не лучше.

Фриз Карье-Белуза , путти или гении работы, приносящей плоды, продаваемые на бирже.
фото отсюда:
http://picasaweb.google.com/JeanPaul.Callebaut/BruxellesCathedraleBanqueNationaleGrandPlace




A PROPOS
Не могла не вспомнить про Камиллу Клодель, хотя в 1871 году ей было 7 лет, из-за этого "Знаменитый автор Поцелуя ...". Камилла работала у Родена, тем же рабочим мастерской ( praticien(ne)), что и Роден времен Биржи у Карье-Белуза. Но в Поцелуе она была не только соавтором, но и моделью и музой Родена. То есть тем, чем в бельгийский период была Роз, приехавшая к нему в Брюссель. До ее приезда Роден ей писал и в этих письмах очень хорошо отзывался о Брюсселе и брюссельцах. В отличие от Бодлера, почти в тоже время, в Бельгии и Брюсселе , все и вся обругавшего, чьи "Цветы Зла" Роден будет иллюстрировать в 1887 году в "период Камиллы".
Эпизод из фильма Камилла Клодель,с английскими субтитрами, разговор происходит в мастерской у Камиллы,когда она уже не работала у Родена и не была ни музой,ни любовницей.






Интересно, кем был украден бюст Поля Клоделя , брата Камиллы, бывшего французским послом в Бельгии? Украли его в апреле 1994 года и он так и не был найден. Не поклонниками ли Камиллы?


да и стеллу, поставленную вместо бюста,не жалуют, не успевают ее очищать от надписей

Posts from This Journal by “Биржа” Tag

  • Маленький человек в большом городе.

    Искусство в наше время довольно часто обращается к проблемам обычного (маленького) человека, но люди испанского скульптора и фотографа Исака…

  • Брюссель сегодня.

    Автобус, рекламирующий Смерть Марата и еще нескольких шедевров из 100 отобранных специальными экспертами для программы знакомства с самыми…

  • Брюссель сегодня.

    Спустя месяц после терактов у Биржи. Биржа вся потерялась за мемориалом. Но мне показалась, что и оммаж погибшим уже тоже потерялся или…

  • Праздничные огни Брюсселя.

    В этом году Брюссель ярче, чем в прошлом, и акцент сделан на Биржу и пешеходную зону на бульваре Анспах. Но и на других улицах украшения.…

  • Брюссельские цветочницы.

    Угадайте когда были сделаны эти две фотографии (в разное время)! Цветочница у ступеней Биржи, с очень характерной большой корзиной продает мимозу…

  • Неяркая осень в ярком городе.

    специально для OdnovrЕmennO Я искала цвета осени в центре Брюсселя, яркие желтые и красные цвета есть, но не листьев. Кафе на площади…

  • Лютики-цветочки в Брюсселе.

    Наснимала цветочков в Брюсселе для проходимцев, благо все, наконец, расцвело. Цветут деревья: под деревом В сквере Малый Саблон…

  • Биржа.

    Часть I. Картинки. Про импозантное здание биржи, построенное архитектором Сюйзом к 1873 году в стиле палладианского неоклассицизма, с местной нотой -…


  • 1
Вот горемыка -- сплошное "в рамках служебных обязанностей" ))

Камилла-? Да горемыка.

Горе мне, горе! Не узнала руку Родена! Наверное, я невнимательный зритель :)
Спасибо за интересные факты. Прямо немедленно захотелось перечитать записки Рильке о Родене.

Я тоже, невнимательный, рада поддержке!
А я не читала,мне кажется:)

Рильке писал монографию о Родене со слов самого Родена, и на мой взгляд, хотя монография не обошлась без свойственной Рильке поэтики, все же доверять ей можно - хотя бы в тех моментах, где говорится, что Роден чувствовал и думал...
Вот, кстати, небольшая цитата:
"Когда пришла война, Роден уехал в Брюссель и работал, повинуясь велению дня. Он сделал несколько скульптур для частных домов, несколько скульптурных групп для здания биржи и создал четыре большие боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке дАнверс. Это были заказы, которые он добросовестно выполнил, не позволяя проявиться своей растущей индивидуальности. Его истинное развитие шло между делом, втиснутое в перерывы, в вечерние часы, всепоглощающее в ночной уединенной тишине, и ему приходилось годами выдерживать такое раздвоение своей энергии. Он обладал силой тез, кого ждет великое творение, молчаливой стойкостью тех, кто необходим.
Работая над биржей в Брюсселе, он мог почувствовать, что нет больше зданий, собирающих вокруг себя произведения скульптуры, подобно соборам - великим магнитам для изваяний былого..." (Дальше идет очень драматический отрывок про скульптуру как вещь, не буду его набирать - не хочу лишать Вас удовольствия прочитать его целиком в контексте, если соберетесь).


Спасибо, обязательно прочту при случае, все-таки здесь уже написано, зная ответ (кем он станет):)
что Роден чувствовал и думал...- это как раз самое неочевидное в чьей-либо биографии:)
А он не просто уехал в Брюссель, а не мобилизованый в армию из-за близорукости и почти сожалея об этом, потому что там бы ему платили.

Ну, я не буду выступать адвокатом Рильке, все же он действительно очень пристрастен :)

Да руку Родена в скульптуре узнать трудно, но она великолепна!!!
Люблю когда дома скульптурой "перегружены".
Спасибо, я не знала что у Родена такая сложная была судьба.

Пожалуйста-пожалуйста,а у кого она была легкой,не у Камиллы же?
Да скульптура там сплошь аллегорическая и это отдельная песня!

Про Камиллу я читала, да у нее очень сложная судьба.

Она явно опередила свое время,во всех смыслах.

Захватывающе! Очередное детективное расследование!

Спасибо!
Да нет, что Роден на бирже был подмастерьем, хорошо известно,но все предпочитают этот факт игнорировать, а кто П.Клоделя умыкнул - интересно, но как это я могу раследовать?

Руку Родена не узнала, но надпись кариатидам идет!

Хотела кинуть вам в копилку музыкальную иллюстрацию про Камиллу, но в ютубе не нашла :( Serge Reggiani, песня так и называется "Camille" - очень замечательная! Там вообще-то весь альбом очень хорош.

спасибо!
не слышала,к сожалению.

а я как приеду домой, со своего диска загружу в сеть )

Французская песня 1950-1960 годов. Серж Реджани

Пользователь sova_f сослался на вашу запись в записи «Французская песня 1950-1960 годов. Серж Реджани» в контексте: [...] любимых. Просто так получилось, что я сильно впечталилась постами двух моих любимых друзей (здесь [...]

Французская песня 1950-1960 годов. Серж Реджани

Пользователь vg147 сослался на вашу запись в записи «Французская песня 1950-1960 годов. Серж Реджани» в контексте: [...] любимых. Просто так получилось, что я сильно впечталилась постами двух моих любимых друзей (здесь [...]

Конечно там еще этого нет. Его первой собственной и брюссельской работой был Бронзовый век ( обнаженный молодой человек, в вашем посте он тоже есть, я поэтому про Брюссель и вспомнила), но в нем еще тоже не было ни капли экспрессии, зато эта работа вызвала скандал своим натурализмом, который положил, как это часто бывает, начало известности Родена в Париже.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account