?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Карабиха.
bruxelloise_ru
В качестве эпиграфа;
Пушкин часто бывал в гостях у Вяземского, подолгу сидел на окне, все видел и все знал. Он знал, что Лермонтов любит его жену. Потому считал не вполне уместным передать ему лиру. Думал Тютчеву послать за границу - не пропустили, сказали не подлежит: имеет художественную ценность. А Некрасов ему как человек не нравился. Вздохнул и оставил лиру у себя. (Литературные анекдоты а-ля Хармс)

Н.А. Некрасов купил Карабиху в 1861 году , и провел здесь 10 летних сезонов, последний раз был в 1875 году (значит не каждое лето живал в имении). В Большом доме жил постоянно брат поэта, Ф.А. Некрасов, а сам он - в Восточном флигеле, только летом.
Чему соответствует "время Карабихи" в жизни поэта (я извините только за жизнь, поэзии не касаюсь)? Время достатка ( ясное дело, если имение купил), позади не только "Современник" - либеральный , и дружба с Тургеневым , но и почти позади "Современник"- разночинный с Добролюбовым (умер в 1861) и Чернышевским (арестован в 1862), а в 1866 журнал вообще закрыли. Позади жизнь и сотрудничество с Панаевыми (И.И. Панаев умер в 1863 году), и роман с А.Я. Панаевой уже позади. Время семьи - братья, особенно Федор, который с 1861 года хозяйничает в Карабихе, его ( Федора) дети, сестра Анна, которой будет завещано творческое наследие. Охота, общение с охотниками, как лучшими из народа, впечатления о российской жизни , во время охотничьих вылазок из Карабихи. Простая молодая женшина Фекла (начиная с 1870-го) и ее превращение в Зинаиду Николаевну Некрасову. Впереди, после 1875, - болезнь (рак кишечника). Впереди - венчание с Феклой-Зинаидой Николаевной и смерть в Петербурге.


Большой дом усадьбы (слева) открыт после 10-летней реставрации в июле 2002 года. Справа Западный флигель.


План музея-усадьбы "Карабиха".


Вид из ротонды Большого дома на хозяйственные постройки и рубленный домик ( дом Мазая)


Вид из ротонды на Верхний парк ( перед Большим домом).


Вид из ротонды на Нижний парк ( за Большим домом).

Экспозиция Большого дома:

Кабинет Ф.А. Некрасова, брата поэта. Кабинет Ф.А., но стол, кресло и корзина для бумаг принадлежали Н.А.Некрасову и после его смерти были привезены Ф.А. в Карабиху.


Над столом портреты отца, брата Константина, второй жены Ф.А., сестры Анны, но центральное место занимает "Голова лошади", заказанная поэтом художнику Сверчкову для брата ( копия, подлинник в Москве, в Музее Коневодства).


Свой портрет в овальной рамке Н.А.Некрасов сам подарил брату в 1861 году.


После покупки Карабихи поэт перевез сюда из Петербурга свою библиотеку (1500 томов). Она всегда помещалась в Большом доме, так как Восточный флигель зимой не отапливался. Некрасовская библиотека погибла во время революции, но в 1903 году была сделана опись, и музейщики собрали такие же издания. В экспозиции представлено два таких шкафа, в них (в оба) больше 500 томов, не войдет.


Камин, слева от "Кабинета Ф.А. Некрасова"





Опять корзина для бумаг. Обещанные инициалы Н.Н. ( Николай Некрасов) на каждой грани корзины, мне не удалось рассмотреть.


Напротив "Кабинета".

Экспонаты посвященные театральному окружению Н.А. Некрасова, под светильником. На другой стене - портреты писателей и поэтов.


Авдотья Яковлевна Панаева более 10 лет была гражданской женой Н.А.Некрасова, ей посвящен цикл лирических стихов, она написала несколько романов для" Современнка", два из них вместе с Некрасовым (это все до Карабихи). Оставила вспоминания (В 1927 году вышло исправленное издание под редакцией и с примечаниями К.И.Чуковского).


Некрасов в середине 40-ых годов, время знакомства с Панаевой. Акварель И.Д. Захарова. Это я сама поставила их вместе. На выставке эта акварель среди других портретов Некрасова в разные годы жизни.


Стол над которым висит портрет Панаевой с одной стороны и российских литераторов того времени, с другой, провоцирует привести слова К.И. Чуковского: "Герцен, Белинский, Достоевский, Некрасов – какие имена, какие люди! И Тургенев, и Гончаров, и Грановская, и Кавелин, и Лев Толстой – все у неё за столом, и, кажется, если бы в иной понедельник вдруг обрушился в её гостиной потолок, вся русская литература погибла бы. У нас не было бы ни "Отцов и детей", ни "Войны и мира", ни "Обрыва". Её гостиная или, вернее, столовая – двадцать лет была русским Олимпом, и сколько чаю выпили у неё олимпийцы, сколько скушали великолепных обедов. Сам Александр Дюма восхищался её простоквашей".

"Она оставила о них воспоминания, знаменитые свои мемуары, где чуть не в каждой главе мы читаем:

— Я приготовила Костомарову горячего чаю...

— Тургенев очень часто пил чай у меня...

— Разливая чай в столовой, я слышала, как ораторствовал Кукольник...

— Я стала разливать чай; Глинка как бы одушевился...

— Некрасов завел разговор с Добролюбовым, а я отправилась распорядиться, чтобы подали чай..."

Сама она пишет:
"Я восстановляю те разговоры, которые производили на меня сильное впечатление. В продолжение многих лет мне постоянно приходилось слушать людей, ведущих длинные разговоры за утренним чаем, за завтраком, за обедом, за ужином; поневоле эти разговоры врезывались в моей памяти."

Возвращаемся в комнаты Большого дома и в "послепанаевские" времена.
М.И. Ушакова - Вилькен с кузиной гостила у Некрасовых в Карабихе в1863 году. Оставила воспоминания.







Вышивка, подаренная поэту одним из его знакомых охотников, на ней Некрасов у него в гостях.


ЧУковский пишет о воспоминаниях ПАнаевой ( в 1927 году):
Вспоминая старинные разговоры знаменитых людей, она передает эти разговоры дословно, будто слышит их сейчас. Это сильно способствует оживлению книги; книга становится доступной всякому малоразвитому читателю и усваивается чрезвычайно легко.
Вот разговоры о народе, ей приведенные:
— И знать не хочу звероподобную пародию на людей, и считаю для себя большим несчастьем, что родился в таком государстве. Ведь вся Европа, любезнейший, смотрит на русского чуть ли не как на людоеда. Ты ведь не путешествовал по Европе, а мы в ней жили и не раз испытали стыд, что принадлежим к дикой нации.(В.П. Боткин)

— Если ты нашел, что я говорю сегодня абсурд, то ты сейчас перещеголял меня, Василий Петрович, — ответил Некрасов.

— Да, я европеец, а не русский дикарь, — разгорячась, воскликнул Боткин. Тургенев остановил В.П. словами:

— Вы оба горячитесь и уклонились в сторону от предмета вашего разговора."







Покидаем Большой дом и переходим в Восточный флигель:




Мемориальный Восточный флигель усадьбы был открыт для посетителей в июле 2010 года,после 14 лет реставрации (в день XLIII Всероссийского Некрасовского праздника поэзии). Вид на Восточный флигель с ротонды Большого дома.






Мебель с охотничьими мотивами сделана по заказу Н.А.Некрасова



Диван поэта.


Это Вальтер Скотт. А вы думали кто?




Конторка за которой поэт писал стихи.

Прибор на рабочем столе ( под стеклом). За столом Н.А.Некрасов занимался в том числе делами винокуренного завода в Карабихе.


Ножки столока - опять охотничьи мотивы.

Фекла Викторова, ставшая Зинаидой Николаевной Некрасовой, незадолго до смерти поэта. Родственниками не было признана вдовой. И ее Карабиха закончилась со смертью Н.А.Некрасова.



Литературный анекдот отсюда: http://www.klassika.ru/read.html?proza/harms/charmes.txt&page=0

Мемуары Авдотьи Панаевой, вступительная статья К. Чуковского и его очерк «Панаева» отсюда: http://www.imwerden.info/belousenko/books/memoirs/panaeva_memoirs.htm

  • 1
не могу передать благодарность, будто сама там побывала!

Муж мечтает посетить места, где жил его однофамилец и тоже передает огромное спасибо!

Рада угодить!
А вы точно однофамильцы, а не потомки родственников? У Некрасова было много братьев:)

А Лев Николаевич Большой дом в карты проиграл((( Остались только флигели.

Николай Алексеевич в карты хорошо играл и удачливей, ничего не проиграл из недвижемого имущества, а вот, злые языки говорят, что Феклу выиграл в карты.

Спасибо за экскурсию, Лейла...
К Некрасову я равнодушна, но старинные предметы люблю..
И Вас было приятно увидеть))

Пожалуйста, Марина.
Мне тоже старинные предметы нравятся. Но судьбы творческих людей мне тоже очень интересны:)
спасибо:)))

Удивительное какое место. Очень интересно было почитать.

Рада что заинтересовала:)

Интересно. Не доводилось там бывать.

Это оказалось в двух автобусных остановках от места, где я была под Ярославлем. Грех было не съездить.

Места то какие красивые!

Очень красивые, но погода была неважная и не было времени погулять по паркам, да и под дождем, не стали бы мы гулять, даже,если бы и время не поджимало.

Людей давно нет, а вещи живут.

НЕ все вещи,но некоторые живут, и слова, слова прямо по Ахматовой, долговечней всего

ужасно интересно!
А Некрасов мне нравился. Как-то погрузилась в него вне школьной программы(была такая темно-синяя книга большого формата) и увлеклась. Наверное, это выглядит странно.
А еще для меня странное словосочетание "гражданская жена".Т.е. я понимаю значение, но хочется вытянуться во фрунт и щелкнуть шпорами.))) Гражданская, не военная-ну не могу объяснить ассоциативного ряда.!))

А почему считался плохим? Небось, как редактор чужие статье в "Современник" не брал?

спасибо!
Да нет, почему же странно, мне сейчас было тоже очень интересно вокруг почитать. Гражданская - это чтобы избежать слова любовница, они веь жили все вместе и Панаевы и Некрасов, официально она была женой Панаева, а фактически - Некрасова.
Это интересный вопрос, ну понятно, что он с женой друга и соратника открыто жил не улучшало его репутацию. В карты играл. На них с Панаевой "повесили" пропажу огаревских денег. Но я думаю, что ключевой момент - это разрыв Тургенева и Ко с разночинным " Современником" и Некрасовым, я думаю они его и ославили плохим:)

Спасибо.
Ставлю галочку в списке мест, куда еще надо съездить.

Пожалуйста, рада, что пригодился мой пост;)для галочки

Спасибо за ссылку на мемуары,это,по всей видимости,самые кинематографичные воспоминания того времени,закрыли в моей голове большую историческую дыру - от Пушкина до времен писем Чайковского и Чехова
Как же мало ценилась жизнь в то время и какое странное для современности отношение к смерти
ну и современность - реинкарнация времени Никки1,но это давно уже очевидно

Edited at 2013-01-29 08:11 am (UTC)

Не за что. Мемуары несомненно любопытные, но лично я не заметила ни их какой-то особой кинематографичности, но какого -то странного для современности отношения к смерти.

  • 1