Category: история

Большой театр Бордо.

Вот для #городаивесиБ еще один свой должок напишу, пока юбилейный для Мариуса Ивановича год не закончился.
_MG_1814.jpeg

Большой театр Бордо мне был интересен в первую очередь в связи с Мариусом Петипа: именно для работы в этом театре семья Петипа переехала из Брюсселя в Бордо в 1835 году. Старший брат Мариуса, Люсьен был здесь несколько лет первым танцором, пока не был замечен и приглашен в Париж, сам же Мариус брал здесь уроки танца, был ангажирован в Нант, где и танцевал, и ставил свои первые балеты, а потом вернулся в Бордо после гастролей с отцом в Америку, когда Люсьен уже танцевал в Париже, и поставил еще 3 балета. В отличие от здания XIX века брюссельского Ла Монне (где оба брата впервые вышли на сцену), построенного в 1819 и перестроенного после пожара в 1856 году, Большой театр Бордо был возведен в XVIII веке (в 1780 году) и насколько я могу судить, облик его и теперь достаточно близок к первоначальному (чего опять же нельзя сказать о Ла Монне). О том же как театр Бордо выглядел в 1830-ых годах, когда здесь работали Петипа, можно судить по Журналу путешествий Стендаля, который как раз весной 1838 года его посещал. Так что свои фотографии и впечатления (от экскурсии по театру в августе 2017) я сопровожу мнением Стендаля (в своем пересказе, перевода этой его книги в сети не нашлось).
Collapse )

Таверна дю Глоб: две истории.



Наконец-то мне повезло найти открытку с таверной-рестораном du Globe, где можно на маркизе прочесть ее название. Дело в том, что с этим заведением (которого сейчас больше нет) связано два сюжета Литературного Брюсселя. Первый - о Бодлере в связи с заметным событием в жизни Брюсселя, а именно запуском воздушного шара Надара “Гигант” из брюссельского Ботанического сада в сентябре 1864 года. Второй - об Эмиле Верхарне и его письмах (1890 года) к Марте Массен, которая в 1891 году станет его женой. На открытке начала XX века справа та самая таверна du Globe на Королевской площади, которая фигурирует в обеих историях , и 1864 , и 1890 года.
Collapse )

Каллы и чертополох.

IMG_2525.jpeg

1.1 Дом с каллами (33 rue du Champs de Mars) архитектора Луи-Октава Ракена - исключительно цельный пример парижского ар-нуво. И каменный и металический декор отрабатывают тему цветов и листьев аронника (Arum), растения, которое мы привыкли называть каллами. Каллы - безусловно цветы модерна, но если верить, что здание строилось специально для школы девиц мадемуазель Ланге, выбор архитектора кажется несколько рискованным, даже если каллы и символизируют своей белизной чистоту и непорочность. Вот посмотрите:
Collapse )


IMG_2666.jpeg
2.1 Цветочную тему продолжает доходный дом Чертополох, на углу улиц Claude Chahu (9) и rue Eugène Manuel (2) архитектора Шарля Клейна и керамиста Эмиля Мюллера (вернее его компании, сам он еще 1889 году умер) и Dondelinger (решетки и пр. 'железо'). Обилие авторов, конечно сказывается на цельности здания, но это не помешало ему выиграть конкурс фасадов в 1903 году. Уличные фасады, крыша, вестибюль( сфотографировала снаружи) и лестничная ковка внутри (не видела) в списке исторических монументов с 1986 года.
Collapse )

Знакомьтесь - архитектор Гектор Гимар! (2)

IMG_2570.jpeg
После явного успеха Кастель Беранже Гимар получает много заказов на постройку вилл (не в Париже), большая часть из которых не сохранилась. Кроме того он получает заказ на входы в парижское метро, которые станут самой известной широкой публике его работой. Уже начиная с Замка Беранже Гимар сам занимается дизайном интерьеров (в частности обои для замка делались по его рисункам). Мебель, вазы (он сотрудничал с мануфактурой Севра) его дизайна есть и в музеях Парижа (Орсэ, Музей декоративного искусства) и в музее Нанси. Но здесь я покажу только то, что можно увидеть, гуляя по улицам Парижа. Думаю, что вы со мной согласитесь, что к началу XX века Гимар выработал свой собственный декоративный язык, который уже ассоциируется только с его именем. Единственное из-за чего здесь вспомнится В.Орта - это трагизм профессиональной судьбы Гимара. Так же как и Орта, он пережил свой стиль. И несмотря на шумный успех начала карьеры, умер Гимар в 1942 году всеми забытым, недооцененным архитектором.
Collapse )

Флешмоб: шесть постов за шесть лет!

IMG_2064.jpeg
Блицконкурс на хэштегах от fotovivo предлагает вспомнить по посту за шесть последних лет . Сначала задача выбора одного поста за год казалась мне нереальной, но moscow_i_ya показала пример и я тоже справилась, выбрав рассказы о личностях, как-либо связанных с Брюсселем (кто бы сомневался). Вот что получилось:

Раскопай своих архивов


2013. Офицер второго департамента Михаил.

П.Верлен, А.Рембо и Св.Михаил

2014. Ж.Брель и бельгийцы.

О выставке "Ж.Брель: Я люблю бельгийцев"

2015. Единственная, кто купил. II

Об Анне Бош, художнице и меценатке.

2016. Жак-Луи Давид и смерть.

О художнике Ж.-Л. Давиде, умершем и похороненном в Брюсселе

2017. Брюссель и Петр I.

К 300-летию визита Петра I .

Брюссель и семья Петипа.

К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа.


Ну а теперь вам дорогие френды надо выбрать один из шести. Справитесь?

Экспо 58: павильон Чехословакии.

_MG_4212.jpeg
2018 - год 60-летия Выставки 1958 в Брюсселе. Атомиум, практически единственное, что от нее осталось на месте, уже отметил дату. После закрытия выставки в октябре 1958 года Радио-Люксембург проводило конкурс. Согласно мнению 2000 их слушателей 5 самых красивых павильонов были:
1. Чехословакия.
2. Франция
3. СССР
4. США
5. Великобритания.

jj0866.jpeg
По сохранившимся фотографиям трудно представить, что именно понравилось гражданам в Чехословацком павильоне, все остальные из павильонов-лидеров документированы гораздо подробней. Зато чехословацкий павильон был восстановлен в Праге в Летненском парке, и в мае этого года я его видела и пофотографировала (заглавное фото, в том числе). Сразу бросается в глаза, что того, что есть на фотографии 1958 года, сейчас нет в парке Праги (и соответственно на моих фотографиях) и речь не о памятнике, а о самом здании. В чем дело помогла разобраться чехословацкая марка с полным видом павильона Чехословакии на Экспо 58 (см. под катом). Оказалось, что в Праге восстановили небольшую часть павильона, и главного входа с фотографий 1958 года там действительно нет. Непростой была и судьба восстановленной части. То есть, первое время очень успешной: для государства - это был успех всего социалистического на западной выставке, для посетителей открывшегося там ресторана, наоборот,- 'кусочек' западной жизни и архитектуры. Пишут, что в ресторане была хорошая кухня. Павильон (вернее его часть), к тому же, прекрасно вписан в гору над рекой, от него открывается вид на Прагу. В 1964 году здание было занесено в список охраняемых государством, но после Бархатной революции это, как вы понимаете, ему не помогло. В 1989 году после приватизации начинается период быстрого упадка, закончившийся полным разрушением павильона (после пожара в 90-е). Наконец в 2000 его приобрела фирма (Havas Worldwide Prague), которая реконструировала павильон и теперь там находится ее головной офис. Посетить его, как туристический объект, видимо нельзя. Во всяком случае, моя попытка успехом не увенчалась. Но снаружи это выглядит так:
Collapse )

Брель поёт Брюссель!

(без названия)

Я вернулась в Брюссель в хвосте бонусного финала #городаивеси город-песня. Как можно не вспомнить в этой связи песню Жака Бреля Брюссель! Не скажу, что она самая значительная в его творчестве, конечно нет, но для города очень важная и повсеместно цитируемая. Чаще всего вспоминают неологизм брюсселировать (C'était au temps où Bruxelles bruxellait). И если раньше я бы затруднилась определить значение глагола bruxeller, то сейчас пожалуйста. На мой взгляд, он означает типичное именно для Брюсселя, зачастую подспудное, бурление жизни. Годится?
Брюссель в этой песне не современный, даже не времени написания песни (60-е годы прошлого века), а как бы времён дедушки и бабушки автора. Почему как бы? Да потому что песня полна анахронизмов, и хотя она поёт Брюссель прошлого, они (анахронизмы) делают его вневременным и даже где-то виртуальным.
В песне упоминаются три площади: де Брукер, Св. Екатерины и Sainte-Justine. Последней в Брюсселе никогда не было, тогда как первые две - характернейшие и неотьемлемая часть Брюсселя. В этом и виртуальность (ну не было площади Sainte-Justine) и вневременность (как знать, может и появится такая площадь в будущем:)) .



Collapse )
И да, если вы вдруг не знаете где сейчас брюсселирует Брюссель, спросите у меня!

Здесь покоится ...


Здесь покоится графиня де Сегюр.

В одной из близлежащих к Оре коммун (Плюнере) похоронена графиня де Сегюр, известная французская детская писательница XIX века русского поисхождения (урожденная Ростопчина). Ее произведения пользовались большой популярностью в позапрошлом и прошлом веках, и как это ни удивительно, продолжают переиздаваться и ставиться и в XXI веке. Кроме того, во Франции известен и ее отец, московский губернатор Ф. Ростопчин, обвиненный в пожарах 1812 года в Москве. Похоронена она на городском кладбище близ имения семьи дочери Генриетты, Кермадио, где она часто жила к концу жизни и где были написаны некоторые из ее произведений.
Collapse )

Фреска, которая уже больше 10 лет украшает стену местной библиотеки, была заказана муниципалитетом нантскому художнику Jean-Yves Doussot.
Collapse )

Порт Сен-Густан.

130720183148.jpeg
Недавно мы провели неделю на одной из улочек сбегающих к порту Сен-Густан в Оре. Порт живописен, его писали и пишут художники. Встречается он и на старинных открытках начала прошлого века. И конечно, я его фотографировала. Встречайте пост любования портом Сен-Густен:

ST GOUSTAN . PORT D'AURAY (2002) Gilbert TYMEN
Живопись и открытки найдены в интернете, мои фотографии подписаны.
Collapse )

Оммеганг.

_MG_4785.jpeg
4 и 6 июля, как и каждый год, в Брюсселе проходит грандиозный фольклорный праздник Оммеганг. Манекен разумеется не остался в стороне и вчера в честь события был в костюме как на картине 1616 года кисти брюссельского художника Дениса ван Алслута (Denis van Alsloot ) Триумф Эрцгерцогини Изабеллы, 31 мая 1615 года (The Ommeganck in Brussels on 31 May 1615: The Triumph of Archduchess Isabella ) из собрания музея Альберта и Виктории.

Фрагмент картины Оммеганг 1615 года : Триумф эрцгерцогини Изабеллы.
Костюм столь сложный, что Манекен в нем даже был не Пис и это было главным отличием от картины.
Поскольку дни будние, то шествие до Гран-плас через САблон и спекталь на Гран-плас проходят вечером. Но выпить и развлечься можно в Парке Брюсселя в течение дня. Там же проходят Рыцарские турниры и оттуда начинается шествие.
Collapse )