Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Дали и Магритт.

IMG_6942.jpeg

Музей Магритта преобразился к своему десятилетниму юбилею. А в Королевском музее изящных искусств в честь этой даты проходит выставка Дали и Магритт: диалог двух икон сюрреализма. На выставке, вопреки моим опасениям, разрешают фотографировать, правда что-нибудь вразумительно снять трудно (публики- не протолкнешься, освещение специфическое - все отсвечивает), но отчет все равно сделала, чтобы зафиксировать свои наблюдения и впечатления.

IMG_6805.jpeg
"Поцелуй " Магритта в качестве эпиграфа к рассказу о выставке. Видела эту картину раньше, но только сейчас обратила внимание, насколько внутренний пейзаж написан Магриттом в духе Дали, по цвету, и по пустынности с чередой мелких предметов.
Collapse )
Это конечно далеко не все "диалоги" представленные на выставке, но самые на мой вкус интересные.

Семюр: сцепление понятий и образов.

IMG_6228v.jpeg
1.
П.В.Анненков в одном из писем И.С.Тургеневу из Брюсселя (почему я собственно эти письма и читала) употребил такой оборот: по сцеплению понятий мне приходит на ум. Не знаю, было ли в те времена общепринятым так писать, или это личная находка Павла Васильевича, но мне “сцепление понятий” показалось настолько емким и уместным для рассказа о моих разнонаправленных впечатлениях от пребывания в Семюре, что я его вынесла в заголовок (прибавив от себя образы, потому что без образов я, сами понимаете, никак не могу).

В Семюр мы приехали к вечеру, как и обещали хозяйке, снятого на 2 ночи “гостевого дома“, Саре. Жилье нас не разочаровало (все-таки несмотря на картинки и отзывы, это всегда немного кот в мешке). Оказалось, что наше временное пристанище - в очень живописном месте : под скалой розового гранита (на которой расположена самая интересная часть города), на берегу речки, почти у моста Pinard (ну об этом можно было догадаться и по названию Etape du Pont Pinard ) и с роскошным видом на старые городские укрепления и этот мост.Collapse )
И да, этот город в 14 старых фильмах фигурировал, например в франко-итальянских Трех мушкетерах 1961 года.

История взятия Туниса в шпалерах.

120420193562.jpeg
1.1Фрагмент первой шпалеры серии, на которой выткана карта компании.

Как вы должно быть уже поняли, я из всех путешествий по Европе привожу что-нибудь (информацию, фотографии, впечатления) так или иначе связанное с Брюсселем. Чаще всего это фотографии брюссельских шпалер, так как в XV – XVI веках именно Брюссель был крупнейшим центром ковроткачества, и сотканные здесь шпалеры висят во многих замках и музеях разных европейских стран. Вот и в готическом дворце Алькасара Севильи есть так называемый Салон ковров, где представлены 6 шпалер из серии История завоевания Туниса (История Тунисской компании Карла V) . Вытканы они правда в XVIII веке на Королевской ковровой фабрике (Мадрид), но это копии брюссельской одноименной серии из 12 шпалер по картонам Яна Корнелизона Вермеена (с участием Питера Кука ван Альста), картонам, сделанным в Брюсселе и для брюссельской же мастерской Willem de Pannemaker. Сами картоны находятся сейчас в Венском музее истории искусств, а в севильской зале со шпалерами в лаконичном описании на английском языке, ни Брюссель, ни имена художников не упоминаются, а только имя Willem de Pannemaker. К счастью это имя мне показалось знакомым, как брюссельское, и в результате нашлась история создания этой серии.
Collapse )

7 ассоциаций о себе на букву…

no title
Решила принять участие во флешмобе "7 ассоциаций о себе на букву…", люблю ассоциации. От fetaaa мне досталась буква Л.

Самая первая ассоциация - это конечно моё имя Лейла (1), причем не только полное, но и все домашние и дружеские от него образования, тоже на букву Л. Поскольку оно не часто встречалось в Подмосковье, где я росла, то привыкла думать о нем, как о литературном. О поэме “Лейла и Меджнун” Низами многие в нашей стране знали. Отсюда две следующие ассоциации: Литература(2) и Любовь(3), о которых лучше всего ничего больше не писать. Опять же люблю Лаконичность(4). В связи с которой вспомнился Ликург(5), и не только потому, что этот полумифический царь и законодатель Спарты – один из персонажей олицетворяющих лаконичность . У меня лично это имя ассоциируется с любимой мной практикой пристроить вещь не по ее первичному назначению: супницы, чашка, соусник, ведро для бумаг – в качестве цветочных кашпо ; пепельницы - мыльницами; пустые рамки украшают стену гостиной; елку как-то нарядила своими шарфами и бижутерией. При чем здесь Ликург, конечно требует объяснений. Дело в том, что после оккупации Бельгии ( 1795) новые революционные французские власти позакрывали церкви и монастыри, но церкви Св.Якова на Королевской площади повезло стать Храмом Разума, в связи с чем она лишилась практически всего, что напоминало о религии. Но две скульптуры ветхозаветных персонажей при входе, уцелели, они просто были назначены представлять отцов греческой демократии. Так Моисей стал Ликургом. Согласитесь, что Логика(6) в этом есть . И наконец, Лоскутность(7), но не в значении отсутствия цельности, а как согласованное многообразие. Очень во многих смыслах обо мне .
Collapse )

Испанское путешествие: Мерида.

IMG_4830.jpeg
1.1 Римский театр в Мериде.

На 5-ый день (11 апреля) нашего путешествия по дороге из Саламанки в Севилью мы заехали в Мериду пообедать и осмотреть античные памятники Эмириты-Августа ( наследие Юнеско). Эмирита-Августа была основана в I веке до нашей эры, судя по названию, как элитный дом престарелых для воинов-ветеранов. Но ветеранами дело не ограничивалось, для охраны стратегического объекта – моста через реку Гвадиана, римляне держали там гарнизон . Мост этот из тесаного гранита, самый длинный из сохранившихся античных мостов, ведет к крепости Алькасаба, построенной арабским правителем на месте римской крепости. И мост и крепость мы видели снаружи, но не посетили (решили, что амфитеатр с театром интересней, а и на то, и другое не было времени) и фотографий их у меня нет. Город вплоть до падения Римской империи ( западной) был ее важным экономическим, военным, административным и культурным центром, отсюда большое количество памятников. Наибольшее впечатление в Мериде на меня произвели остатки римского акведука с гнездами аистов, но сфотографировать их не удалось. А вот театр(1), амфитеатр(2) и храм Дианы (3) я вам покажу:
Collapse )
IMG_4833.jpeg
3.1 Так называемый храм Дианы, построен был как часть городского форума в самом конце (начале) I века до нашей эры. Неплохо сохранился, возможно из-за того, что был включен во дворец графа Корбоса в ренессансном стиле. Храмом Дианы его принято называть теперь, но в момент постройки он был посвящен культу императора.


Испанское путешествие: Бургос.

_MG_5100.jpeg
1.Вид с холма на Кафедральный собор Девы Марии (в списке Юнеско).

К вечеру второго дня мы доехали до Бургоса. Пока нашли зарезервированное мной место (даже не знаю, как его назвать, видимо мини-гостиница, несколько комнат-номеров в бывшей квартире), пока нашли, где припарковать машину поближе к этому месту (и плюс и минус которого в том, что оно расположено в пешеходном центре), стало уже совсем поздно. Но вопреки нашим опасениям нас очень прилично покормили чуть ли не в ближайшем ресторане, испанцы люди поздние. В Бургосе мы остановились на две ночи, то есть весь третий день путешествия (9 апреля) был без машины - мы пешком осматривали город. При этом мы почти не выходили за пределы исторического центра внутри стен города, и только на следующий день (10 апреля) заехали в Картезианский монастырь Мирафлорес (Картуха) перед тем как отправиться в Саламанку.
Collapse )
Продолжение следует.

Сид Кампеадор : От Бургоса до Брюсселя.

_MG_5165.jpeg
Памятник Сиду Кампеадору, 1955 года, работы скульптора Juan Cristóbal González, на площади Бургоса Мой Сид.

Как бы это ни было смешно, но все связанное с Сидом в путешествии по Испании было мне интересно в основном потому, что брюссельский театр марионеток Toone, очень редко, раз в 5 лет, но играет пьесу Корнеля Сид. И я ее у них смотрела в 2011 году. Это был один из первых спектаклей, которые я у них смотрела вообще (поэтому фотографий нет) и смотрела не ради собственно Сида, а ради актуализации и так сказать брюсселизации оригинального сюжета, которая меня обычно и привлекает в спектаклях этого театра. Но в чем суть этих переложений на местный брюссельский лад, можно понять только зная оригинал, с которым я тогда же, еще до спектакля, и ознакомилась.
Сейчас же, столкнувшись в Испании с культом Сида Кампеадора, как испанского национального героя , и сфотографировав в Бургосе его могилу, сундук и памятник, а в Саламанке распятие Сида, дала себе труд составить представление о нем, как об историческом персонаже. Пересказывать несколько передач об истории Реконкисты и о Сиде, и на русском, и на французском, которые я прослушала, разумеется, не буду. Но общепринято, что сюжет с убийством отца любимой, который Корнель позаимствовал у испанского драматурга Гильена де Кастро, автора Молодости Сида, чтобы поставить Сида (да строго говоря и его невесту Химену тоже) перед выбором между долгом и чувством, совершенно не соответствует исторической действительности. В пьесе они оба делают выбор в пользу долга, но к счастью есть еще Кастильский король, который их все-таки поженил, после того как Сид очень своевременно отразил нападение врагов. Король, кстати, тоже не тот. Исторических Сида и Химену поженил (повторюсь, без каких-либо проблем между их отцами) Альфонсо VI, а и у Гильена де Кастро и у Корнеля, фигурирует его отец Дон Фернандо. Так что Toone, сменив одного не того короля, на другого (Леопольда II), но оставив коллизию между чувством долга и любовью, вполне сохранил, если не букву, то суть пьесы.
Вернемся к историческому Эль Сиду и испанскому путешествию:
Collapse )

Юный барабанщик.


Фрагмент каймы брюссельской шпалеры Оплакивание Христа по картону Бернара Ван Орлея. Эти играющие путти на шпалере с таким сюжетом озадачивают и уж точно запоминаются.

Выставка художника XVI века Бернара Ван Орлея (1488-1541) проходит в Брюсселе в рамках программы Эпоха Брейгеля . Я на нее сходила сразу же после открытия в феврале, но вот только сейчас, за несколько дней до ее закрытия, покажу самое на мой вкус интересное на этой выставке, а именно брюссельские (сотканные в Брюсселе) шпалеры по картонам ван Орлея, большая часть которых приехала из разных стран (США, Франции, Италии, Испании).
Collapse )

Две Луизы и их авеню.

jj0908.jpeg
1.1
IMG_3384.jpeg
1.2
Еще в 2010-ом году собиралась написать про двух Луиз ( Луизу Орлеанскую - первую королеву бельгийцев , и Луизу - старшую дочь Леопольда II, тем самым внучку первой , которая и названа была в честь рано умершей бабушки ) и про авеню Луизы, которая носит имя то ли бабушки, то ли внучки, то ли частично – одной, частично - другой.

Только недавно прочла довольно основательную книгу про Луизу Бельгийскую (то есть внучку), в результате более или менее определилась со своим отношением к ней. А тут и “женский день “ 8 марта обнажил как по-разному этот праздник воспринимается и реализуется в России и Бельгии, например. Вот и у Луиз, не только имя одно, не только королевское происхождение, но и много общего в женской судьбе, и какая при этом все-таки разница.... Не меньшая, чем между видами “их улицы “ на открытках начала XX века , и на фотографиях сделанных пару недель назад.

Это сейчас и в королевских семьях принято жениться, если не по любви, то по взаимной склонности. А обеих Луиз (хоть и с почти полувековой разницей по времени) выдали юными, неискушенными девами за совершенно чужих взрослых мужчин по причинам политическим, государственным и династическим. Но в конечном счете каждая из них оказалась вместе со своим избранником. Только для первой Луизы им стал ее муж король Леопольд I, которого она полюбила уже после замужества. А вот другая Луиза ушла от нелюбимого мужа (правда через 20 лет брака) к любовнику, хорватскому офицеру Гёзе Маташичу.
Collapse )
Это была ещё одна часть давно обещанной большой прогулки

Институт русского реалистического искусства : Москва, зима.

IMG_3677.jpeg
Е.С.Вахтангов. Новоарбатский переулок (фрагмент).1981.

За несколько дней проведенных в начале марта в Москве успела сходить с подругой в ИРРИ (Институт русского реалистического искусства). Подборку сфотографированных там картин можно смотреть как отчет об этих днях: Москва, то в снегу, то в лужах, зимняя, но уже в ожидании весны, встречи с друзьями и близкими, чаи (к сожалению не у самовара), чтение, хорошая живопись, как я люблю, в основном во фрагментах. Музей понравился не только коллекцией, но и зданием. Вот смотрите:
Collapse )

030320193482.jpeg
Окно третьего этажа смотрится как картина.