Category: литература

Кто знает , что такое слава...


Ш.Бодлер не знал прижизненной славы. Но вопрос какой ценой, возникает и про посмертную. Был бы он так знаменит, если бы не было скандала с Цветами зла, сифилиса, долгов, житейских неурядиц и даже критической (чтобы не сказать ругательной) книги о Бельгии, которой он в сущности не написал, но которую от его имени опубликовали через 20 лет после смерти?
2017 - год 150-летия смерти Бодлера. Круглая дата не осталась незамеченной в Брюсселе: издали эссе Бароняна "Бодлер в стране обезьян" (это про Бодлера в Брюсселе), в Музее изящных искусств прошла выставка Анжела Вергары ( с работами инспирированными 5-ю докладами Бодлера в Брюсселе) и наконец городской музей подготовил интересную выставку Бодлер – Брюссель. И эта выставка продлится до 11 марта 2018 года и именно о ней я здесь расскажу:
Collapse )


Манекен + Гастон = 398+60 = 458!

_MG_2005.jpeg
Вчера и сегодня (1 и 2 сентября) Манекен носил новый 974-ый костюмчик Гастона Лагаффа. Дело в том, что в эти выходные в Брюсселе -- фестиваль комиксов. А герою бельгийских комиксов Гастону Лагаффу в этом году как раз 60 лет стукнуло: его придумал Андре Франкин (André Franquin) в 1957 году. А вообще он революционный персонаж, Franquin создал антигероя, который не только не борется со злом, но и все время что-то такое вытворяет совсем не героическое. В лучшем случае он сам попадает впросак, но как правило, и окружающим достается от его ляпов. В Брюсселе давно есть большая статуя Гастона Лагаффа, неподалеку от Музея комиксов, и фреска с ним на одной из центральных улиц, а вот костюмчик Манекену только в честь 60-летия Гастона подарили. И почти 400-летний Манекен два дня изображает 60-летнего Гастона, но ни один из них на свой возраст не выглядит, а уж про поведение вообще не будем говорить.
Collapse )

Книгопечатник и новые книги.

_MG_0568.jpeg
Этот костюм типографа (книгопечатника) я уже как-то видела, и уже ему удивлялась. Ну ладно книгопечатник не современный, костюмчик нам напоминает о временах давних, о заре книгопечатания. Но почему у него нет ни книги, ни кассы с набором букв, а только нож или сабля. Чего-то я явно не знаю про этих типографов.

Я продолжаю покупать бумажные книги, но в основном не новые, у букинистов. А на днях купила почти подряд (с перерывом в пару дней) две только что вышедших. И оба раза, разные продавцы причем, меня спросили, почти не вопросительным тоном: Вам подарочную упаковку? Раньше не спрашивали, может быть они сделали эту услугу платной, как и пакеты, и спрашивают, чтобы пробить. Но это мне только сейчас в голову пришло, а тогда я решила, что у них только в подарок теперь покупают. И задумалась кому бы я могла подарить новый детектив Фред Варгас, и особенно эссе Бароняна "Бодлер в стране обезьян" (это про Бодлера в Брюсселе).

Collapse )
jj0775.jpeg
Эссе же Бароняна "Бодлер в стране обезьян" однозначно порадовало. Все-таки как много зависит от ожиданий. Это, кстати, и с городами случается, не только с книгами, чрезмерные ожидания зачастую ведут к разочарованию, а когда ничего особенного не ждешь - случаются приятные неожиданности.


Флешмоб.

IMG_6120v.jpeg
Один из моих любимых видов Брюсселя.

Правила флешмоба:
1. Оставить комментарий, если есть желание ответить на шесть вопросов.
2. Получить от меня эти самые шесть вопросов.
3. Поместить в свой дневник шесть вопросов с ответами — честными и откровенными, иначе какой смысл?
4. Включить в запись с ответами эту инструкцию.
Вопросы от archi_m_boldo:
1. Стал ли Брюссель родным для Вас городом, или все-таки Вы чувствуете себя "понаехавшей" (я имею ввиду Ваше окружение)? Бельгийцы гостеприимны?

Collapse )
Комментарии вас ни к чему не обязывают ( не буду приставать с вопросами), а что вы думаете о моих ответах мне интересно.




Краткое содержание 2016.

2016и.jpeg
И в этом году решила подвести итоги ЖЖ-года по темам. Всего я написала 90 постов. Итак избранное (25):

О Брюсселе :

Новая экскурсия.

Помедленнее, я записываю.
Помедленнее, я записываю II.

Памятники - фонтаны.
Памятники-фонтаны III.

Энциклопедия брюссельских примечательностей приросла еще двумя буквами:
Брюссель и любимое на Т.
Брюссель на букву "П".
В январе ждите главу на букву Р.

Брюссель, которого больше нет:

Старый сквер Горы Искусств.
Особняк Обек: открытка + история.
Памятники - фонтаны II.

Литературный Брюссель:
Гран-плас и В.Гюго

Русский Литературный Брюссель.

Юбилейное:
500 лет спустя.
Юбилей театра Toone.
Цветочный ковер на Гран-плас: ретроспектива.
Цветочный ковер № 20.


Судьбы:
Девы-лебеди на Иксельских прудах.
Жак-Луи Давид и смерть.
Средняя сестра.
По следам Анны Павловны.

Путешествия :
Каникулы в цветах шампанского.
( Буйон, Реймс, Лаон)
Книжная деревня?
( Редю, Бельгия)
В Левене пить как В.Гюго. ( Левен, Бельгия)
Поездка в Бретань.( Бретань, Франция)
Намюр: от Бодлера до Фабра.( Намюр, Бельгия)


Можно сравнить с прошлыми годами:
Краткое содержание 2015.
Краткое содержание 2014.

И кратким содержанием прошедших лет:
Для новых читателей.

Русский Литературный Брюссель.

_MG_8007.jpeg
Так сейчас выглядит улица и дом, в котором в 1912 году было ателье художественной фотографии, где фотографировались Андрей Белый с Асей Тургеневой.

В экскурсию Литературный Брюссель на русском языке очевидно должны включаться пересечения Брюсселя со всем русским в литературе. Первым делом пребывание русских авторов в Брюсселе. Но хотелось бы и Брюссель в русской литературе и русские герои в литературных произведениях, так или иначе связанных с Брюсселем. Вот по двум последним пунктам пока практически ничего ( так что все вклады приветствуются). А по первому, учитывая, что это экскурсия, а не статья, и нужно не только что-то рассказать, но и что-то показать в центре города, то только посещения Брюсселя Львом Толстым и Андреем Белым. Причем, несмотря на всю разницу фигур и полувекой промежуток между их визитами в Брюссель, речь здесь пойдет о них одновременно и в сопоставлении. И это и будет русский литературный Брюссель, но до начала " настоящего, не календарного" XX века.

1. У обоих писателей пребывание около месяца в Брюсселе было связано с семейными обстоятельствами и тем, что здесь находились нужные им деятели изобразительного искусства.

Л.Н.Толстой приехал в Брюссель в марте 1861 года в ходе своей второй зарубежной поездки, чтобы заказать бельгийскому скульптору Гийому Гефсу бюст умершего на юге Франции старшего брата Николая. Г.Гефс был королевским скульптором и автором очень заметных в Брюсселе памятников и монументов ( монумент на площади Мучеников, памятник генералу Бельяру, мавзолей Фредерика Мерода в СВ.Гудуле, статуя короля Леопольда I на колонне Конгресса), а также скульптурных портретов членов королевской семьи (например маленькой принцессы Шарлотты, будущей несчастной императрицы Мексики). И женат он был на художнице Фанни Гефс (работы которой упоминаются в Городке Шарлотты Бронте). В общем найти его скульптуру, у которой можно рассказать про заказ Льва Николаевича , не проблема. Но вам я покажу собственно бюсты Н.Н., сделанные Гефсом по фотографии, посмертной маске и подсказкам заказчика. Такая возможность у меня появилась благодаря dear_madam_p
, которая их сфотографировала в Ясной поляне . . ( Надо сказать, что в доме, где бюсты находятся ,, фотографировать строжайше запрещено, но dear_madam_p разрешили! Она " объяснила ситуацию экскурсоводу, попросила разрешить сделать только 2 фотографии этих бюстов." И ей разрешили!) Бюстов два: один мраморный и побольше, другой гипсовый, оба подписаны Гефсом.
Collapse )

Андрей Белый приехал в Брюссель в апреле 1912 года, последовав за своей (будущей) женой Асей Тургеневой, которая приехала продолжать уроки гравюры у жившего в Юкле Августа Данса. Она еще 1908 году была послана дядей учиться гравюре к этому известному бельгийскому графику. В 1912 году ему было уже за восемьдесят, и последняя из подписанных им работ датируется 1911, но умер он в 1929 году, через пару недель после того как ему исполнилось 100 лет.
Collapse )

2. Оба , и Л.Толстой и А.Белый, работали в Брюсселе над произведениями с чисто российской тематикой (Толстой над Поликушкой, а Белый над Петербургом). Жизнь в Брюсселе описывали в письмах, но город не стал ни героем, ни местом действия в каких-либо их художественных произведениях.

3. Оба писателя сделали в Брюсселе свои фотографии (не селфи, в фотоателье ).
Collapse )
4. И наконец, оба наших героя были на оперных спектаклях в театре Ла Монне.
Collapse )

По Мясницкой разъезжать.

специально для
OdnovrЕmennO


_MG_6438.jpeg
Нынешние Одновременные прогулки застали меня в Москве. И решила я прогуляться по Мясницкой, вспомнив столь любимые мной "Дорожные жалобы" Пушкина. К тому же давно я там не была, да и в Библио-глобус хотела зайти. Последнее определило направление прогулки, книжным магазином я ее закончила, но начала я ее от Мясницких ворот, а не от Красных . Сначала все же приведу две первые и две последние строфы стихотворения А.С., чтобы задать настроение:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть Господь судил,

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошёл же, погоняй!..

Collapse )

В Левене пить как В.Гюго.

специально для
OdnovrЕmennO


_MG_6250.jpeg
Друзья устроили нам чудесную прогулку по Левену с уклоном в кабаки, чему и дождливая погода в субботу благоприятствовала. Но меня сколько (и где) пивом не пои, я все равно что-нибудь про Брюссель вспомню и напишу. Вот и эта лиса полевка (в виде чучела) в очень интересной левенской пивной вызвала из памяти строки письма В.Гюго жене (из Брюсселя и в основном про Брюссель, от 17 августа 1837 года):" Я пью пиво как фламандец. У пива из Левена имеется сладковатое послевкусие, отдающее дохлыми мышами." В других письмах из того же путешествия 1837 года он несомненно хорошо отзывался о Левене (может быть и послевкусие с дохлыми мышами - это тоже круть немерянная, но сомнения все же есть). Поэтому дальше мы с вами будем виртуально гулять по Левенским красотам и местам, где можно пить пиво как фламандец, с французским классиком:

Collapse )

Отечество нам Царское село.

_MG_6041.jpeg
Есть старое лицейское предание, что еще при Энгельгардте был возле Лицея поставлен дерновый памятник кубической формы с белой мраморной доской: на доске золотыми буквами вырезана была надпись Genio loci — т. е. гению-хранителю. Имя Пушкина как-то само собой приурочилось потом к этому местному памятнику, и царскосельские лицеисты окружали свой палладиум благоговением. Прошло без малого 30 лет, Лицей перевели в Петербург, и куда девался памятник, я не знаю. Но истинный гений-хранитель наших садов не мог их покинуть, и вчера мы положили первый камень для его царскосельского памятника. Под резцом художника образ поэта уже воплотился, и скоро, молодой и задумчивый от наплыва еще неясных творческих мыслей, Пушкин снова будет глядеть на свои любимые сады, а мы, любуясь им, с нежной гордостью повторять:Он между нами жил.(Анненский - Пушкин и Царское Село)
Есть вещи к которым мы привыкаем и они нам не кажутся более ни странными, ни необычными. Между тем, много ли вы знаете городов с монаршей резиденцией, названных именем поэта, учившегося там в лицее? Много ли вы знаете учебных заведений, расположенных во дворцовых флигелях?
У Александра I не было детей, наследовать ему должны были младшие братья. Основывая лицей -- кузницу новых государственных людей по замыслу М.Сперанского -- практически во дворце, Император предполагал обучать там и братьев. Но не сложилось, зато в первый же лицейский выпуск попал Пушкин.
Collapse )


Неприятный Мирбо с приятными картинками (лытдыбр брюсселеведа) .


К.Писсаро. Сад Октава Мирбо (частная коллекция)

Читаю La628 -E8 (в русском переводе Путешествие в автомобиле) Октава Мирбо. Читаю по-французски, Путешествие в автомобиле на русском издавалось в 1908 ( СПб. Шиповник) и 1910 (в Москве и Киеве) годах, и в электронном виде не найдено. А купить в принципе можно, но время, хлопоты (книги, которым больше ста лет просто так вывозить нельзя) и нет скандальных глав про Бальзака, которые Мирбо исключил из книги по требованию дочери Ганской. А на французском есть в электронном виде и полный вариант - читай не хочу. Вот и читаю. Но без удовольствия. Казалось бы такой близкий жанр, "отчет" о путешествии на автомобиле по Франции, Бельгии, Голландии и Германии весной 1905 года, и не абы кого, а авторитетного художественного и литературного критика, друга и почитателя Моне и Писсаро, ценителя Ван Гога и Родена. Критика давшего путевку в большую литературу Метерлинку и нежно любящего( по его собственным словам) Верхарна и Роденбаха. Да и не только критика, но и писателя, которого наш Лев Николаевич очень уважал и даже в письме к нему обратился, как к дорогому брату (вот тут уже можно было бы и насторожиться). Главу про Брюссель, я конечно уже раньше читала, а сейчас из-за главок про Бальзака, а они ближе к концу, так получилось что стала заново читать и все книгу. Скорее даже не из-за Бальзака, эти выпущенные подглавки я уже тоже читала, но отдельно, а вдохновленная своим опытом с Бодлером (тоже очень едко про Брюссель и брюссельцев писал), у которого я в результате чтения оригинала, а не отдельных язвительных выдержек, обнаружила любовь к брюссельским собакам и собачьему художнику..

Вот читаю я этот "отчет", и будто по деревенскому лугу иду, причем одновременно и тех давних времен, когда там коров гоняли, и нужно было под ноги внимательно смотреть, и по нынешнему, когда коров давно нет и он зарос некошеный. Вот продираюсь я сквозь заросли новаторского стиля и специфического юмора, что-то вообще обхожу ( Красный каучук не стала читать), но все время настороже, а то потянешься за цветочком интересной мысли, а она обернется лепешкой насмешки. Утомилась я продираться и лепешек избегать. Ну его этого Мирбо, завтра докуем.

Зато картинки с его именем связаны вполне приятные, только с цветочками. К Писсаро будучи у него в гостях написал цикл из 4 полотен Сад Октава Мирбо. Мне больше всего та, что наверху поста нравится. Хоть на ней и луга на берегу Сены на заднем плане, но мысли от их созерцания исключительно благостные.

А еще Мирбо не только первым написал статью в серьезном журнале о Ван Гоге, но и был первым владельцем его Ирисов и Подсолнухов.
Collapse )